22 ИЮНЯ 1941 года началась Великая Отечественная война.
Решением командования на базе НИИ ВВС были сформированы 3 истребительных полка ( 401,402,403 ); 2 полка пикирующих бомбардировщиков ( 410,411 ) ; 2 полка тяжелых бомбардировщиков (420,421 ); 1 полк штурмовиков (430 ) ; 1 разведывательная эскадрилья (38 ) ; 3 батальена аэродромного обслуживания (760,761,762 ).
В состав этих частей и подразделений вошли 303 человека из числа лучших летчиков ,инженеров техников и механиков института.
401 истребительный авиаполк, возглавляемый С.П. Супруном начал свой боевой путь 30 июня 1941 года на Западном фронте ( аэродром Зубово ). 4 июля во время боя С.П. Супрун погиб.
402 истребительный авиаполк, возглавляемый П.М. Стефановским, начал свой боевой путь также 30 июня 1941 года на Северо-Западном фронте (аэродром Идрица ) . Среди летчиков полка был Г.Я. Бахчиванджи.
В связи с приближением линии фронта к Москве наше правительство приняло решение перебазировать НИИ ВВС в г. Свердловск. В Чкаловской были оставлены некоторые цеха опытного завода, аэродинамическая лаборатория, подсобное хозяйство 705 –ой авиабазы, а также группа специалистов ,необходимых для продолжения испытаний и комендатура для охраны имущества.
Несмотря на большие трудности в работе ,связанные с передислокацией Института, продолжались испытания нужных для фронта новых образцов авиационной техники. Учитывая важность этих работ, в конце 1941 и в начале 1942 г из действующих частей было отозвано на испытательную работу 155 бывших работников НИИ ВВС.
За время пребывания в Свердловске Институтом проведено 2200 испытаний, в том числе 209 по самолетам ,173 по моторам, 25 по воздушным винтам ,850 по спецоборудованию ,48 по материалам и конструкциям .Выполнено 306 научно-исследовательских работ.
Особое внимание заслуживает испытание первого экспериментального истребителя –перехватчика БИ-1 с жидкостно- реактивным (ракетным )двигателем. Спроектирован самолет в ОКБ В.Ф. Болховитина. Ведущим летчиком был назначен отозванный с фронта летчик-испытатель Г.Я. Бахчиванджи.
После стендовой отработки двигателя, ЖРД был установлен на самолете и 15 мая 1942 года состоялся первый полет БИ-1. Испытание БИ-1 проходили нормально, однако по мере увеличения достигнутой в полете скорости Г.Я. Бахчиванджи почувствовал, что управление самолетом становится тяжелым . Он не знал, что впервые столкнулся с явлением затягивания в пикирование, которое и стало причиной катастрофы БИ-1. Погиб Г.Я. Бахчиванджи 27 марта 1943 года.
Летчики, инженеры и техники Института проводили большую работу во фронтовых авиационных частях;
-обучали личный состав правильному и полному использованию боевых возможностей наших новых самолетов;
-возглавили сборку свыше 500 прибывших в наши северные порты импортных самолетов, первыми освоили их и затем обучали личный состав строевых частей;
-отладили свыше 230 радиостанций импортных самолетов и обучили пользоваться ими личный состав десяти авиаполков и.т.д.
Кроме испытательных работ в Институте проводились другие важные работы:
-разработаны стали- заменители для выхлопных коллекторов авиамоторов;
-отработаны методы бомбометаний по невидимым целям с помощью специальных средств радионавигации;
-опытным заводом отремонтировано 293 самолета различных типов;
-изучен характер ранений летного состава и разработаны требования к бронированию кабин самолетов.
Испытаниями и совершенствованием авиационного вооружения в этот период занимался научно-испытательный полигон , возглавляемый С.В. Кирьяновым, затем П.С. Семенкиным и Л.П. Лобачевым. Полигон в июле 1941 года был эвакуирован в Свердловск, но в августе он был возвращен в Ногинск ,а в октябре 1941 года перебазирован в г.Чкалов.
В феврале 1942 года из состава полигона был выделен филиал , который был перебазирован в Ногинск. Большинство работ по испытаниям авиационного вооружения были проведены этим филиалом. Всего научно- испытательным полигоном (НИП АВ) было проведено 899 испытаний авиационного вооружения, обучено и переучено на новую материальную часть 305 человек из строевых частей ВВС.
Приказом НКО от 25 января 1943 года НИИ ВВС был возвращен в Чкаловскую.
Возвращение Института на основную материально-техническую базу значительно улучшило условия работы и увеличило возможности оказания помощи фронту.
С апреля 1943 г по июнь 1944 г основная деятельность Института была направлена на оказание максимальной помощи фронту: инструктаж и переучивание личного состава строевых частей ВВС ,проведение сборов, издание инструкций. Другая важнейшая задача, которую в этот период решал Институт ,заключалась в научном сопровождении всех работ проводимых ОКБ по созданию и усовершенствованию авиационной техники, в проведении всесторонних их испытаний и внедрении доработок, рожденных опытом боевого применения авиации в Великой Отечественной Войне.
В мае-июне 1944 года в НИИ ВВС проходил государственные испытания одноместный истребитель ЯК-3. Первый, поступивший на испытание экземпляр самолета с двигателем ВК-105ПФ испытал летчик испытатель А.Г. Прошаков ,второй экземпляр с двигателем ВК-107А летчик испытатель Ю.А.Антипов.
В этот же период прошли испытания самолета ЯК-9ДД (дальнего действия) ОКБ А.С. Яковлева.
В этот период войны в НИИ АВ ВВС было проведено498 испытательных и 55 научно-исследовательских работ по стрелковому -пушечному и бомбардировочному вооружению, в том числе по автоматическим пушкам калибра 37 и 45 мм, противотанковым бомбам кумулятивного действия ,мощным фугасным снарядам и бомбам с массой 5000 кг, новым авиабомбам и химическим приборам.
На завершающем этапе Великой Отечественной войны с июля 1944 по сентябрь 1945 года работы НИИ ВВС, НИИ СС ВВС и НИИ АВ ВВС ,масштабы и значения их деятельности в области технического оснащения ВВС и разработка способов боевого применения новой авиационной техники перерастали ведомственные рамки, приобретали государственный характер и значение. Необходимо было обеспечить своевременную и квалифицированную координацию работ в различных отраслях авиационной промышленности, единое руководство работой испытательных учреждений. Возникла острая необходимость в создании единого государственного испытательного центра , способного нести всю полноту ответственности за испытание всей авиационной техники.
Постановлением государственного комитета обороны СССР от 1 мая 1944 года на основе объединения НИИ ВВС, НИИ СС ВВС и НИИ АВ ВВС был создан такой единый центр, получивший наименование Государственный Научно-испытательный Институт ВВС КА ( ГосНИИ ВВС КА ).
По новой штатной структуре в состав ГосНИИ ВВС КА входили:
Командование, штаб, политотдел, Дом Красной Армии,. отдел кадров, финансово –плановый отдел, летно-эксплуатационная служба, испытательные управления и отделы, служба тыла. Кроме того для обеспечения Института материальными и техническими средствами и всеми видами довольствия при ГосНИИ ВВС КА была сформирована авиабаза, непосредственно подчиненная заместителю начальника ГосНИИ ВВС по службе тыла.
Общая численность личного состава ГосНИИ ВВС ,(без учета авиабазы) составляла 2524 военнослужащих (в том числе 105 человек летно-штурманского и 939 человек инженерно-технического состава) и 1050 человек вольнонаемных .
Деятельность Института в Великой Отечественной войне была высоко оценена.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1июля 1944 года ГосНИИ ВВС КА был награжден орденом Красного Знамени.
|