929 ГЛИЦ МО

1981-1990

В 80-е годы институт приступил к испытаниям авиационных комплексов 4-го поколения МиГ-29, Су-27, МиГ-31, Ту-160

В 1-м и 2-м Управлении проходили следующие испытания:

Постановлением от 14 июля 1974 г. была задана разработка истребителей IV поколения, получивших в дальнейшем наименования Су-27 и МиГ-29 . Испытания эти самолеты проходили на базе ГКНИИ ВС. Руководили испытаниями самолета Су-27 Г.Д. Дараган, Ю.Л. Соловьев, В.Н. Тимошенко, И.А. Роговский. Ведущие летчики В.М.Чиркин, В.С Картавенко. На самолете МиГ-29 руководители бригады И. Г. Крестинов, А.И. Таранников, ведущие летчики - В.В. Мигунов, В.И. Кондауров.
Также развернули создание новых ракет для этих самолетов. В частности, на смену ракетам семейства К-13 предусматривалась всеракурсная ракета малой дальности К-14, а взамен К-60 - высокоманевренная ракета ближнего боя К-73.К 1979 г. были начаты пуски упрощенных ракет с наземных пусковых устройств, в ходе которых отрабатывалась работа газодинамических органов управления. Отработка головок самонаведения велась на летающей лаборатории ЛЛ-124, созданной на базе Ту- 124. В том же году тремя пусками К-73 начались заводские испытания на специально переоборудованном МиГ-23МЛ ¦ 123, с борта которого уже в 1980 г. была сбита первая цель -беспилотный МиГ- 17. Затем к испытаниям подключился третий серийный МиГ-29 (¦ 919), с которого в следующем году впервые сбили МиГ-21М.В результате слияния двух коллективов разработчиков ракет "воздух-воздух" отработка К-73 завершалась в стенах ОКБ "Вымпел". Ракета ближнего воздушного боя была принята на вооружение как Р-73 Постановлением от 22 июня 1984 г.
Также для оснащения всех модификации истребителей МиГ-29 и Су-27 было создано семейство модульных ракет средней дальности (К-27) Р-27 разработаных в ГосМКБ Вымпел, проходивших испытание с 1982 года Р-27А , Р-27 Т, Р-27 Р (так, в июле 1982г. с борта МиГ-29 ракетой Р-27Т впервые была поражена воздушная цель) и принятых на вооружение в 1983г.
Однако комплекс вооружения МиГ-29 и Су-27 потребовалось дополнить новой ракетой средней дальности ,так как в США началась практическая реализация программы создания первой ракеты средней дальности с активной радиолокационной ГСН - AMRAAM (AIM-120A). Поэтому с начала восьмидесятых годов для самолетов 4 и 5 поколения в Советском Союзе было развернуто проектирование ракеты средней дальности массой не более 160-165 кг, оснащенной активной радиолокационной ГСН. Ракета должна была сопрягаться с новыми РЛС, разрабатывавшимися для Су-27М и МиГ-29М. Советская ракета, впоследствии представлявшаяся на многочисленных выставках как Р-77 (РВВ-АЕ), внешне отличалась от AMRAAM, в основном решетчатыми рулями, впервые примененными на ракете "воздух-воздух". Начиная с мая 1984 г. ракета проходила летные испытания в составе вооружения самолета МиГ-29 ¦ 919. В 1984 г. новую ракету запустили в серийное производство. Государственные испытания завершились в 1991 г., а 23 февраля 1994 г. ракету официально приняли на вооружение.

Для борьбы с наземными и надводными целями было разработано и испытано несколько ракетных комплексов:
Против высокоживучих капитальных инженерных сооружений, прикрытых мощной системой ПВО, - тяжелые управляемые ракеты Х-59 «Овод» (изд. Д-9, разработка КБ "Радуга") и корректируемые авиабомбы КАБ-1500ТК (НПО .Регион»). С 1982 года ракета Х-59 проходила испытания на истребителе-бомбардировщике Су-17М4. Принята на вооружение самолетов фронтовой авиации Су-24М, Су-ЗОМК, Су-17М4 и др. в середине 1980-х годов.
В 1983 года начались испытание ракеты Х-31 на МиГ-27М. Государственные испытания противокорабельной ракеты Х-31А на самолете-носителе Су-27М были завершены в 1989 г. По результатам испытаний комплекс был рекомендован к принятию на вооружение, а ракета Х-31А - к запуску в серийное производство. Приблизительно в то же время закончились испытания противорадиолокационной ракеты Х-31П

В середине 80-х годов объем работ в Институте значительно возрастает. Так в 1986 году выполнено 1320 НИР. Испытания проходят авиационные и наземные комплексы А-50,Т-10 ( Су-27) ,9-12 ( МиГ-29) , «Рельеф» , Ту-160. Системы вооружения Х-59М , Х-58 , Х-31, изд.«115» ( Х-15) , изд.«117» , изд.«125» (Х-55СМ) , изд.«254» , изд.«255» , изд.«170» (Р-77) , изд.«470» (Р-27) , изд.«520» , и др. Бюджет института составил 135 млн. рублей.
Все это сказалось на решении о структурной реорганизации Института для более эффективного проведения испытательных работ. В 1986 году Управления были преобразованы в научно-испытательные управления ГКНИИ ВВС им. В.П.Чкалова.


В 1984 году начался второй этап совместных Государственных испытаний (изд. 70) Ту-160. Летчики-испытатели ГК НИИ ВВС полковники М.И.Поздняков, В.С.Смирнов, Н.Ш.Саттаров, С.С.Попов, B.C.Неретин (штурман), подполковники П.Петров, С.Мартьянов и другие пилоты провели большое количество полетов на первых серийных Ту-160, в которых удалось, в основном, подтвердить заявленные характеристики самолета и соответствие их тактико-техническим требованиям Заказчика. Испытательной бригадой пилотов руководил Л.И.Агурин, а ряд полетов по программе испытаний провел будущий начальник ГК НИИ ВВС Л.В.Козлов, перешедший на работу в военный институт из Дальней авиации. Ту-160 принят на вооружение ВВС СССР в мае 1987 года.
Полигоны, 9-го Управления расположенные на юге страны, как нельзя лучше подходили для отработки основного ударного вооружения "семидесятки" - автономных крылатых ракет Х-55СМ с дальностью полета до 3000 км. При пусках крылатых ракет бомбардировщик сопровождал специальный самолетный командный измерительный пункт (СКИП) - самолет "976", принимавший телеметрическую информацию с борта Ту-160 и самой ракеты, а также следивший за ее полетом. Бывали случаи, когда из-за сбоев в системе управления ракета становилась "неуправляемой" и сходила с маршрута. В таких ситуациях подавалась команда на ее подрыв. При пусках на предельную дальность бывали случаи, когда ракета продолжала следовать к цели уже после посадки самолета-носителя. Круговое вероятное ее отклонение от цели удалось довести до 18-25 м.Летчики-испытатели ГК НИИ ВВС выполняли полеты не только на большую дальность и на боевое применение, но и отрабатывали режимы полета на малой высоте с огибанием рельефа местности и дозаправкой топливом в воздухе. Большого внимания потребовала и доводка БРЭО, особенно нового ПрНК "06зор-К" и его основной компоненты - БРЛС "Поиск", а также бортового комплекса обороны "Байкал". Элементы последнего испытывались на радиотехнических полигонах под Оренбургом и в Средней Азии. В целом , на совместных госиспытаниях к середине 1989 года на самолетах Ту-160 было совершено примерно 150 полетов, из них четыре - с пусками крылатых ракет Х-55СМ, причем один - с одновременным сбросом ракет из обоих грузоотсеков. В процессе совместных Государственных испытаний самолеты постепенно готовили к передаче в опытную эксплуатацию ВВС.

С 1976 года в ОКБ «Новатор» ( Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 9 декабря 1976 года ) проводились работы по созданию крылатой ракеты большой дальности 3М-10 «Гранат» для подводных лодок ВМФ . Часть испытаний в начале 80-х годов ракета прошла на полигоне ГК НИИ ВВС в Ахтубинске (пуски с наземного стенда и облет изделия ) возглавлял испытательную бригаду подполковник Лукьянченко Анатолий Иванович.
в 1982 году США завершили испытания, отработку и приняли на вооружение стратегический ракетный комплекс наземного базирования GLСМ с крылатыми ракетами ВGМ-109 и немедленно приступили к развертыванию их на территории европейских стран. В ответ на это было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 108-32 от 4 октября 1984 года о строительстве отечественного ракетного комплексе "Рельеф" на базе ракеты «Гранат» . Разработчиком комплекса было определено Свердловское машиностроительное конструкторское бюро "Новатор". Техническим руководителем стал начальник НИИ ВВС генерал - полковник Агурин Леонид Иванович. В состав комиссии входили представители НИИ ВВС - Инюшин О.Б., Бетехтин П.Н., Евтушенко А.И. Для решения практических задач по проведению испытаний и подготовки техники к боевым пускам была сформирована испытательная бригада, в состав которой входили все необходимые специалисты: по системам боевого применения; по средствам связи; по подготовке и пуску ракет и т.д. Среди специалистов - Евтушенко И.А.,Кудряшов С.А., Старовойтов Ю.М., Учайкин В.Г., Борихновский В.С., Глазов А.Н., Махсма В Г, и др.. Возглавил испытательную бригаду подполковник Лукьяиченко Анатолий Иванович. На этапе летно - конструкторских испытаний было произведено 4 пуска макетов и 6 пусков боевых ракет в полной боевой комплектации.

Тем же Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 декабря 1976 года НПО «Машиностроению» поручили создание стратегического ракетного комплекса со сверхзвуковой крылатой ракетой «Метеорит» с дальностью полета 5000 км ; Для подводных лодок 3М25 «Метеорит-М»; для вооружения бомбардировщиков изделие 255 «Метеорит-А»; для наземного комплекса «Метеорит-Н».
С 1983 года (изделие 255 ) проходило испытание на полигоне в Ахтубинске. Пуски с Ту-95МА по трассе Грошево-Тургай-Терехта-Макат-Сагиз-Эмба. Первый пуск с Ту-95МА 11 января 1984 был неудачен. Ракета полетела совсем «не в ту степь» и на 61-й секунде была самоликвидирована. Следующий воздушный пуск с Ту-95МА состоялся 24 мая 1984 г. с тем же результатом. Ракету опять пришлось самоликвидировать. В конце 1984 г. работы по авиационному варианту «Метеорита» были прекращены. КР Х-55 к этому времени уже производились серийно.
Госиспытания Многоцелевого учебно-боевого истребителя МиГ-29УБ начались в 1981 г, а в 83-м документы о принятии его на вооружение уже были подписаны.

Первыми в боевые самолеты 4-го поколения внесли ряд новых особенностей американцы, и, прежде всего, это была многофункциональность. Конкуренты МиГов постепенно стали получать возможность не только вести наступательный воздушный бой, но и наносить удары по наземным и морским целям высокоточным оружием вне зоны ПВО и при отсутствии видимости, выполнять воздушную разведку, заниматься подавлением ЗРК и радиоэлектронной борьбой. Такие самолеты стали относить к поколению "4+".. Это обстоятельство вызвало появление новой генерации самолетов Су-27М и МиГ-29М . Появление модификации МиГ-31Б и МиГ-29С было вызвано разоблачением шпиона А.Толкачева .Через него на протяжении ряда лет (1977-1985)происходила утечка важнейшей информации. Выяснилось, что он, будучи агентом западных спецслужб, передавал хозяевам секретные данные по системам вооружения МиГ-29 и МиГ-31

В конце 80-х гг. проходили испытания:
-МиГ-31Б ("изделие 01Б") с улучшенной радиолокационной станцией и доработанными ракетами Р-33С и двигателями Д-30Ф6;
- С 1989 по 1991 год прошел испытание и в 1994 г. был принят на вооружение Многоцелевой истребитель МиГ-29С . С новой системой управления вооружением СУВ-29С и добавлены новые ракеты РВВ-АЕ, Р-27Т, Р-27ЭР и Р-27ЭТ
-двухместный Су-27УБП (Т-10ПУ) позднее Су-30 истребитель-перехватчик и воздушный командный пункт для управления боевыми действиями группы одноместных Су -27;
- МиГ-31М (Новая БРЛС "Заслон-М" и новые ракеты большой дальности (Р-37)) не пошел в серию;
- Су-27М (в дальнейшем Су-35) одноместный многоцелевой фронтовой истребитель с новой системой управления вооружением и добавлены новые ракеты РВВ-АЕ, Р-27Т, Р-27РЭ и Р-27ТЭ , противорадиолокационными ракетами Х-31П, противокорабельными ракетами Х-31А .В 1996 г. первые самолеты данной модификации поступили на вооружение ВВС России;
- МиГ-29М ((в дальнейшем МиГ-33) оборудовали новой системой управления вооружением С-29М (СУВ-29М), В состав управляемого вооружения класса «воздух-воздух» была включена новая ракета средней дальности РВВ-АЕ.,а также Р-27Т, Р-27РЭ и Р-27ТЭ, противорадиолокационными ракетами Х-31П, противокорабельными ракетами Х-31А. МиГ-29М успешно прошел летно-конструкторские испытания и первый этап ГСИ, и в 1991 г. заказчик выдал предварительное заключение на запуск его в серийное производство. Однако в 1991 г. были прекращены закупки МиГ-29 для ВВС России, а объемы ассигнований для ОКБ по тематике фронтовых истребителей были значительно урезаны.
- Су-25Т госиспытания с 1988 года. Из военных летчиков в испытаниях принимали участие В.С.Картавенко, А.В.Павленко и В.Н.Воронов. Акт об окончании госиспытаний был подписан Главкомом ВВС в сентябре 1993 года

Также в конце 80-х на испытания поступили ракетные комплексы с ракетами:
Х-32 (ракета для замены Х-22);
Х-35; Х-35 должны были войти в состав вооружения большинства ударных самолетов АВМФ, включая палубные МиГ-29К, штурмовики Су-25ТМ, дальние патрульные Ту-142, и вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-31А-7.
Х-41 Разработка противокорабельной ракеты ''Москит'' 3М-80 была начата в МКБ ''Радуга'' в 1973 г. под руководством главного конструктора И.С. Селезнева.Первоначально ракета разрабатывалась в корабельном варианте для вооружения эсминцев, ракетных катеров и экранопланов. Ракета 3М-80 предназначалась для замены крылатых ракет П-15. В 1984 г. корабельный вариант ''Москита'' 3М-80 был принят на вооружение на эсминцах типа ''Современный'' (проект 956). Работы же над авиационным вариантом ''Москита'' Х-41 затянулись, и он был принят на вооружение между 1992 и 1993 гг.
Х-65 - тактическая модификация Х-55 с обычной боеголовкой



В 5-том Управлении проходили испытания:

- самолет радиолокационного дозора и наведения (РЛДН)А-50 .Основной этап испытаний, с 1980 г. по 1985 г., проходил в Государственном научно-исследовательском Краснознаменном институте ВВС (г.Ахтубинск). Возглавляли испытательную бригаду п-к Мишин А.И.,п-к Петрусев В.Г.затем Романов. Официально на вооружение комплекс был принят в 1989 г.
- МиГ-25РБФ-самолет радиотехнической разведки
- Ту-142М с системой «Саяны» (бортовой комплекс радиоэлектронного противодействия )
- Ил-76 с системой «Алтай»


В 3-м Управлении проходили испытания:


- Для отработки авиационно-технических средств обеспечения взлета и посадки палубных самолетов (катапульты, аэрофинишера, аварийного барьера, оптических и радиотехнических систем посадки), изучения специфики корабельного базирования самолетов, а также тренировок будущих летчиков палубной авиации в Крыму вблизи г.Саки на аэродроме Новофедоровка ( Рис. 1) решено было построить Научно-исследовательский и учебно-тренировочный комплекс (НИУТК), получивший позднее название «Нитка». В сентябре 1984 г. впервые в нашей стране здесь была успешно осуществлена аэрофинишерная посадка самолетов Су-27. С августа следующего года на " Нитке " начались испытания по взлету самолета-лаборатории Су-27 с трамплина принятой для строящегося корабля геометрии. Затем здесь же провели летные испытания самолетов-лабораторий МиГ-27, МиГ-29 и Су-25. Помимо летчиков ОКБ А.И.Микояна, П.О.Сухого и ЛИИ к испытаниям привлекались также военные летчики из ГК НИИ ВВС (так, В.Н.Кондауро


(Рис.1) аэродром Новофедоровка

В начало

Сайт создан в системе uCoz