Модернизированные самолеты ВВС хорошо вписываются в концепцию локальных войн

Сергей Сокут

Государственный летно-испытательный центр (ГЛИЦ) 6 и 7 августа провел на полигоне Грошево (близ Ахтубинска Астраханской области) масштабную демонстрацию модернизированной и новой боевой техники ВВС и армейской авиации. По своим параметрам она не имела ничего общего с традиционным показом техники на аэродроме и скорее напоминала масштабные летно-тактические учения с боевой стрельбой. Последний раз нечто подобное проводилось в ГЛИЦ 30 лет назад, когда возможности нового по тем временам оружия увидел генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев.


В результате бомбового удара двигатель МиГ-25 отбросило на несколько десятков метров от самолета.

Проведенная акция преследовала вполне конкретные цели. Во-первых, она должна была продемонстрировать первые результаты программы модернизации и доказать руководству России, что на переоборудование строевых самолетов необходимо срочно выделить средства в рамках гособоронзаказа 2002 г. Во-вторых, требовалось дать ответ на экспансию зарубежных, прежде всего израильских, компаний, вытесняющих Россию с рынка модернизации оружия отечественного производства (именно для этого в Грошево пригласили большую группу военных дипломатов). Наконец, ВВС стремились дать ответ критикам технических аспектов программы доработок авиапарка и заставить все предприятия включиться в соревнование за военные заказы.

При анализе стратегического курса на модернизацию можно выделить два важных аспекта. С одной стороны, он является вынужденным, поскольку средств на закупку новой техники у военных нет. С другой - в последние годы переосмыслена сама концепция модернизации. В советское время, в условиях почти неограниченного финансирования, она сводилась в основном к устранению конструктивно-производственных дефектов, в то время как принципиально новые возможности внедрялись на строящихся самолетах и вертолетах. Такая идеология резко контрастировала с зарубежными подходами, где последовательно и многоэтапно совершенствовалась давно выпущенная авиатехника.

В результате наши ВВС, оснащенные самолетами третьего и четвертого поколений, пятнадцать лет топтались на месте, в то время как стандартным вооружением передовых ВВС стали многофункциональные машины поколения "4+", способные действовать и днем, и ночью. Эта болезнь со всей силой проявилась в чеченской кампании, где фронтовая и армейская авиация в ночное время почти ничего не могла противопоставить боевикам.

Именно поэтому, начиная с 1997 г., ВВС, как генеральный заказчик всей авиатехники для Вооруженных сил, приступили к поиску подходов к ее усовершенствованию. "Чеченский" фактор определил и очередность модернизации: сначала армейская и фронтовая авиация, потом военно-транспортная и затем - дальняя. Очевидно, что такой подход вписывается и в общую концепцию развития ВС РФ, которые, по многочисленным заявлениям высшего политического руководства, должны готовиться прежде всего к конфликтам ограниченного масштаба.

Однако требовалось найти такие варианты модернизации, которые, лишенные полноценного финансирования ВВС, могли бы профинансировать. Как следствие, отвергнутыми оказались технические проекты, предусматривающие радикальную замену бортового оборудования. Поскольку их предлагали в основном крупные фирмы, с советских времен ориентированные на длительные и высокозатратные ОКР, в выигрыше оказались небольшие, по западной терминологии - инновационные предприятия.

Так, организованное бывшими военными предприятие "Гефест и Т" предложило ВВС доработать фронтовой бомбардировщик Су-24М. На самолет непосредственно в строевых частях устанавливается аппаратура, позволяющая выполнять бомбометание обычными боеприпасами не только с горизонтального полета, но и при выполнении сложных маневров. Бомбы сбрасываются на режиме кабрирования с дальности порядка 7 км, что позволяет Су-24МК не входить в зону поражения ЗРК ближнего действия "Стингер", "Чаппарел" и даже "Роланд-2", который является самым сложным противником для самолетов отечественного производства в большинстве регионов. Важно и то, что наземная и бортовая аппаратура "Гефеста и Т" позволяет сократить цикл подготовки и выполнения боевого вылета с 14 до 6 часов. Первый доработанный Су-24МК стал одной из наиболее интересных участников стрельб в Астраханской области.

Другой инновационной фирмой - "Русская авионика" - разработан проект модернизации бортового оборудования, в равной степени пригодный как для истребителей, так и для вертолетов. Впервые он был воплощен в истребителе Су-30КН. Этот самолет был в инициативном порядке построен на Иркутском авиационном производственном объединении (оно купило контрольный пакет акций "Русской авионики"). Вариант "КН" стал эталоном для доработок строевых самолетов. Су-30КН и Су-27УБМ выступали первыми номерами в нынешнем показе с примерно одинаковой программой, которая включала в себя атаку воздушного противника и наземных целей (управляемым и неуправляемым оружием) в одном полете. В ГЛИЦ была впервые публично продемонстрирована и система АИСТ, с помощью которой Су-30КН передавали целеуказания на КП полигона и ударные самолеты. Другой впечатляющей демонстрацией возможностей Су-27УБМ и Су-30КН стало так называемое навигационное бомбометание, выполненное ночью на лишенной ориентиров местности.

Высокие боевые качества продемонстрировал в астраханском небе и Су-39 - модернизированный вариант "рабочей лошадки" афганской и чеченских кампаний штурмовика Су-25. Именно ему удалось поразить бомбами стоянку самолетов, обозначенную на полигоне списанным перехватчиком МиГ-25. К сожалению, в Ахтубинске отсутствовал модернизированный по ТТЗ ВВС штурмовик Су-25СК, который впервые будет показан лишь на авиасалоне МАКС-2001.

Су-24М, Су-27, Су-30 и Су-25 образуют "суховскую" четверку - те машины, которые будут модернизироваться в первую очередь. До конца года их испытания должны быть завершены, а в следующем году, если аргументы ВВС на правительство подействуют, начнется их массовое переоборудование.

Достойно выступили на полигоне и новые самолеты ВВС. Среди них эксперты особо отметили Су-30МКК, спроектированный в "ОКБ Сухого" и построенный на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении. ВВС также показали свою надежду - фронтовой многоцелевой самолет Су-27ИБ, разбомбивший 14 бомбами в одном заходе танковую колонну условного противника. На сегодняшний день это единственная машина, которая не вписывается в общую идеологию создания авиатехники: ВВС получают самолеты, создаваемые за счет собственных средств заводов (читай - на деньги от зарубежных контрактов).

Главным ответом на выявившиеся в Чечне проблемы армейской авиации стали усовершенствованные боевые и многоцелевые вертолеты. Их стрельба на полигоне Грошево также была весьма эффектной. Особенно впечатлил ночной удар модернизированного Ми-8МТКО. Тепловизор и очки ночного видения позволяют обнаружить и классифицировать цель на расстоянии нескольких километров. Пуск неуправляемых ракет с кабрирования накрывает живую силу противника еще до того, как он успевает не то что обнаружить, но и даже услышать звук двигателя вертолета. Причем, в отличие от показанных самолетов, Ми-8МТКО и часть из продемонстрированных Ми-24 уже прошли обкатку в спецоперациях над Чечней и заслужили самые высокие оценки военных.

На полигоне действовал еще один летательный аппарат, создание которого также продиктовано опытом северокавказских событий. Это беспилотный ночной разведчик "Пчела-1ИК", впервые представленный широкой публике.

Общим для всех представленных образцов боевой авиатехники, по словам заместителя главкома ВВС по вооружению генерал-лейтенанта Юрия Клишина, стала реализация в них концепции технического зрения, которое в сочетании с использованием высокоточных навигационных систем и интеллектуального бортового оборудования позволяет реализовать основные технические цели программы модернизации.

Ответом ВВС на сокращение армии и, соответственно, на требование увеличения мобильности стала демонстрация двух перспективных транспортных самолетов: Ил-76МФ и Ан-70. Первый, восстановленный после зимней аварии в Омске, впервые выполнил десантирование БМД-3. Изюминка этого эпизода в том, что мягкую посадку боевой машины десанта вместо традиционных пороховых тормозных двигателей обеспечил надувной баллон.

Анализ итогов показа позволяет сделать выводы, что после десяти лет шараханья из стороны в сторону ВВС смогли выработать и воплотить в жизнь вполне реалистическую техническую политику. Она позволяет через несколько лет сформировать хоть и небольшую, но соответствующую реальным военным вызовам авиационную группировку. Как заявил корреспонденту "НВО" один из генералов ВВС, главное теперь в том, чтобы государственное руководство проявило последовательность и не бросило все силы на стратегическое противоборство с США в рамках ответа на программу противоракетной обороны.

Ахтубинск-Москва

Источник: "Независимое военное обозрение"


НАЗАД

E-mail: anleon4@yandex.ru

Сайт создан в системе uCoz