Источник : http://shelkovo-tour.by.ru/history/17/m.htm
Посёлок Чкаловский

В географическом словаре "Все Подмосковьеu, изданном в 1967г., написано: «Чкаловский, бывший рабочий поселок у одноименной станции на железнодорожной ветке Мытищи –Монино. Включен в городскую черту г. Щелково 8 августа 1959 г. Образован в 1959 г. Привлекательность поселку придает его положение в лесистой местности. Поселок хорошо озеленен, имеет высокий уровень благоустройства и правильную планировку. Численность населения в 1939 году - 2800 жителей, в 1959 г. - 12 500 жителей».
Чкаловский назван поселком, что предусматривает наличие поселкового совета, но его в Чкаловском никогда не было. Отсутствовал поссовет и на территории, прилегающей к заводу ЖБК (ранее занимавшемуся обработкой мрамора, за что получил в народе название "мраморный"), и на территории радиоцентра №5. Все население Чкаловского -и военное, и гражданское, да и отделение милиции - приписано к Свердловскому сельсовету.
История мест, прилегающих к посёлку Чкаловский, уходит далеко в прошлое. Старожилы рассказывали, что окрестные земли принадлежали помещикам, владевшим деревнями Хотьково, Жеребцы, Никифорово. До Москвы 40 км, рядом большой Ногинский тракт, где разбойники терроризировали население. Казаки, несущие службу вдоль Ногинского тракта, не только не боролись с грабежами, но и сами их организовывали. В лесу, неподалеку от дороги, у казаков было своеобразное убежище, где они переодевались перед тем, как учинить грабеж на большой дороге, здесь же возвращали себе вид "блюстителей порядка", когда ограбленные взывали о помощи.
В 1920-х годах развернулось строительство радиостанции второй по мощности в СССР, названной впоследствии именем ВЦСПС. В эти же годы построили железнодорожную ветку, соединившую Щёлково и Монино. Так вблизи строительной площадки радиоцентра появилась железнодорожная станция Томская, названная так в честь профсоюзного вождя Томского. Почти одновременно рядом с радиостанцией развернулось строительство огромного аэродрома. Между деревнями Жарково, Кишкино и Хотово на возвышенности предстояло вырубить большой лесной массив, выкорчевать пни, оставив ровное без ям и бугров летное поле.
Раньше Научно-испытательный институт ВВС располагался на центральном аэродроме столицы. Почему состоялось перебазирование его в Щелково, сегодня никто не ответит. Может быть, близость монинского аэродрома была причиной тому. В 1932 году первую посадку на аэродроме совершил тяжелый бомбардировщик ТБ-3 № 311, пилотируемый B.П. Чкаловым.
На восточной окраине аэродрома в те годы находилась деревня Жарково. Просуществовав, может быть, века, деревня исчезла с лица земли. Причиной этому стала авиакатастрофа 26 сентября 1937 года. В тот день летчикам П.М. Стефановскому и В.Е.Дацко предстоял испытательный полет на учебном бомбардировщике СБ. Однако произошло неожиданное: вскоре после отрыва от земли выключились оба двигателя и машина рухнула на один из деревенских домов.
Рядом с железнодорожной станцией находился поселок радиоцентра, сохранившийся до настоящего времени, а за шоссе - военный городок. В военном городке построили первые пять четырёхэтажных дома из серого кирпича, без балконов и ванных помещений. Они назывались ДОСами -дома офицерского состава. Сегодня с обеих сторон этих домов проходят улицы Институтская и Супруна. Первые поселенцы сажали на этих улицах деревья.
В 1930-е годы на аэродроме построили стартовую горку, получившую в народе название «Чкаловской», для разгона тяжелых самолетов, и в первую очередь машины "РД". Через 30 лет по приказанию начальника гарнизона ее снесли.
Грандиозным сооружением городка был Жилкомбинат. На первом этаже комбината располагались магазины, поликлиника, музыкальная школа и библиотека. В 1950-e годы в подвале находился завод по производству газированной воды. В этом же здании временно располагался филиал школы №12, которой в зависимости от политической ситуации в стране то присваивали, то отбирали имя К.Е. Ворошилова. Здесь же находилась и станция юных техников.
Жилкомбинат задумали реконструировать, реконструкция затянулась, грандиозный пожар уничтожил часть здания. Пожарище расчистили, на его месте построили новый высотный дом.
История института ВВС тесно связана со Щелковом, и в ней немало трагических моментов. Согласно документам 1940 года территория аэродрома именовалась «705-я авиабаза НИИ ВВС КА». В этом же году произошла трагедия, потрясшая всех жителей Щелкова. 21 мая вскоре после взлета на борту опытного высотного истребителя «100» начался пожар, и кабина экипажа заполнилась дымом. Летчик капитан Хрипков А.М. принял решение посадить аварийную машину. Как следует из аварийного акта, «... на пробеге самолет врезался в группу детей из детского сада, игравших в кустах на лугу. В результате 10 человек погибли (дети и руководитель) и один ребенок ранен. Самолет пробежал 454 м и перевернулся вверх колесами, попав в ров, идущий вдоль железной дороги Щелково - Чкаловская». (Самолет остановился как раз напротив химического завода за платформой «37 км» (ныне Гагаринская).
В годы войны на аэродроме «Чкаловский» базировался 126-й истребительный полк, прикрывавший небо Москвы. В 1941 году на гарнизонном стадионе появился первый ряд могил пилотов 126-го полка, затем следующий ряд одинаковых надгробий… Здесь лежит один из самых результативных летчиков первого года войны, бывший беспризорник Иван Ридный. В городке живет его друг и однополчанин Герой Советского Союза Петр Белясник.
Это кладбище стало немым свидетелем не только военных, но и послевоенных лет. Оно приняло первопроходцев реактивной авиации. Здесь находится могила летчика-испытателя Ф.Ф. Демиды, командира летного отряда 2-го управления НИИ ВВС. Вскоре после взлета на немецком трофейном истребителе Ме-262 (первом из самолетов с турбореактивными двигателями, поступившем в институт) отказал один из моторов, и «Мессершмит» рухнул недалеко от деревни Кишкино.
13 июня 1958 г. произошла еще одна трагедия. Самолет-разведчик Ту-16Р авиации Северного флота совершал очередной полет по программе контрольных испытаний. Начался дождь, и руководитель полетов дал команду командиру экипажа капитану В.И. Волкову прекратить выполнение задания и вернуться на аэродром. Выполнив последний разворот, тяжелая машина заходила на посадку со стороны Щелкова. Тем временем дождь усилился и перешел в ливень, снизивший видимость до 50 м. Была одна надежда на систему слепой посадки "Глобус". Вот уже промелькнул железнодорожный мост и шоссе у старого переезда, но высота оказалась предательски малой. Самолёт стал цеплять тележками шасси крыши домов деревни Хотово и рухнул в поле за околицей. В результате катастрофы погиб экипаж самолета и пострадали десять жителей деревни, восемь из которых нашли смерть в своих домах. Семь домов было разрушено.
В 1991 году в День Воздушного флота командование Чкаловского гарнизона открыло для всенародного гуляния аэродром. С тех пор это стало традицией, но мало кто знает, что первая попытка устроить настоящий праздник была во второй половине 1950-х годов. Старожилы помнят выставленные на территории стадиона самолеты Як-18 и МиГ-15, вертолет Ми-1, авиационный двигатель ВК-1, разложенный парашют.
В день празднования очередной годовщины Дня Победы в 1968 году состоялось открытие первого в городке монумента, на котором возвышается истребитель МиГ-21. Совсем недавно на домах военного городка появились мемориальные доски с указанием имен Героев Советского Союза, проживавших в них. На бывшем ДОС №7 (ныне дом № 1 по улице Циолковского) на стене у последнего подъезда висит доска с именем В.А. Иванова. Первую доску установили в 1967 году в честь 25-летия полета Г. Бахчиванджи на ракетном самолете БИ-1. Нет пока доски на доме, где жил Н.А. Коровин, погибший при испытании истребителя с ракетным ускорителем и похороненный на Чкаловском кладбище, обойдены пока молчанием Герои Советского Союза Л.М. Кувшинов, Н.А. Костылев… список можно продолжить - память не должна умирать.
В октябре 1997 года торжественно и радостно прошло празднование 55-летия Чкаловской Краснознаменной авиадивизии особого назначения. Вспоминали этапы большого пути дивизии, говорили и о повседневном ратном труде военных летчиков - в любую минуту дежурный экипаж дивизии готов вылететь "по тревоге". Во всякой горячей точке планеты военные летчики дивизии оказывались одними из первых. Ашхабад и Чехословакия, Египет и Афганистан, Чернобыль и Чечня, Ангола, Эфиопия, Мозамбик и Куба - невозможно перечислить города и страны, куда бы не летали экипажи дивизии, выполняя особо важные задания. Летчики-ветераны А. Пoтрясов, Л. Пронников, П. Шамин провели за штурвалом более 10 тысяч часов - это четыреста дней. Только многодневным честным, самоотверженным трудом можно было достичь такого трудового успеха. Высшее командование Вооруженных Сил PФ отметило хорошую подготовку личного состава дивизии.


НАЗАД

Сайт создан в системе uCoz