Источник : http://www.ahtubinsk.ru/press/press.phtml?currID=143#616

ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 21239 – 55 ЛЕТ

Считавшееся самым крупным в ГК НИИ ВВС 9 Управление охватывало две союзные республики и несколько областей

Важным событием в истории отечественной авиации стало создание в мае 1946 года Государственного центрального полигона Министерства Вооруженных Сил (ГЦП МВС). В конце этого же года в его составе было сформировано 2 Управление, базирующееся в Москве и предназначенное для проведения испытаний и исследований беспилотного реактивного и управляемого вооружения ВВС.

В период 1946-1948 г.г. в районе населенных пунктов Капустин Яр, Пологое Займище, Владимировка начинают создаваться отдельные службы и подразделения измерений и обработки измерительной информации. 20 мая 1949 года 2 Управление выводится из состава ГЦП МВС и включается в штат Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС с переименованием в 6 Управление, в состав которого входил отдел полигонного обеспечения (начальник отдела гвардии подполковник Елисеев Иван Гордеевич). Таким образом, эта дата является днем основания Трассово-измерительного комплекса ВВС страны как основы будущего формирования войсковой части 21239. В июле 1949 года 6 Управление ГК НИИ ВВС перебазируется на постоянное место дислокации в с. Владимировка Астраханской области, а в мае 1950 года Управление преобразовано в Научно-исследовательский полигон ВВС, в состав которого входит служба полигонных испытаний (СПИ), начальником службы был назначен полковник Мохов Сергей Петрович.

На базе СПИ создается Управление трассового измерительного комплекса (ТИК), куда вошли отдел организации трассовых измерений и эксплуатации технических средств, обработки информации, наземной фотокиносъемки и фотохимической обработки, подразделения технического обеспечения, а также отдельные измерительные трассы и полигоны (х. Грошево, п. Тургай-Баскунчак). Первым начальником Управления становится полковник Мохов С.П. В соответствии с решением Совета Министров СССР сформирован специальный морской полигон в акватории Каспийского моря с центральным подчинением ГК НИИ ВВС и в оперативном порядке Управлению, включивший две испытательные станции (первая – п-ов Бузачи, вторая - форт Шевченко) и дивизион морских вспомогательных судов на Каспийском море.

К июлю 1957 года были полностью сформированы основные части трассы в районах Грошево, Тургая, Гурьева, Маката и др. В этот период было образовано и переведено на новые штаты более 13 войсковых частей трасс ( ст. Сары-Шаган, г. Джезказган, п. Макат, г. Гурьев, г. Челкаш, п. Грошево, п. Тургай, г. Илнк, г. Каркаралинск, г. Ерментау, г. Кустанай). В этот период Управление возглавляет полковник Гладилин Андрей Семенович. В августе 1957 года под руководством выдающегося советского авиаконструктора С.А. Лавочкина на полигоне «Грошево» начались испытания межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». В декабре 1960 года Управлению присваивается свой самостоятельный номер – войсковая часть 21239 и с января 1961 года по настоящее время она функционирует как 9 НИУ ГК НИИ ВВС (ГЛИЦ).

Для обеспечения отработки новых комплексов воздушного перехвата в дополнение к существующим частям трассы создается промежуточный полигон – войсковая часть 45174 «Теректа», (командир подполковник Ольховский А.В.). Расформировывается полностью северная трасса (Каркаралинск-Илек-Ерментау-Кустанай), а также часть дальней трассы (Челкар, Джезказган, Балхаш, частично Гурьев).

Создается первый Центр обработки информации (ЦОИ), оснащенный ЭЦВМ М-21У, затем СВМ МО-9 и др. аппаратурой.
С 1969 года начальником Управления назначается подполковник Товпик Василий Александрович.
В 70-е годы формируются дополнительные ИП в Грошево, Тургае, а также новые части трасс: войсковая часть 42140 «Суюндук», войсковая часть 14160 «Индерборский», войсковая часть 22686 «Сагиз» и войсковая часть 30029 «Эмба».
На полигоне «Грошево» развернулась большая работа по созданию новой измерительной базы и мишенной обстановки для отработки комплексов вертолетного ракетного вооружения «Фаланга» и «Штурм». В войсковой части 21239 создается отдел бортовых измерений, в котором объединяются специалисты и соответствующая аппаратура других частей института.
С 1974 года часть возглавляет полковник Овсянников Александр Павлович.

В этом же году в составе войсковой части 21239 создается отдел метрологического обеспечения АТ. Начальник 9 Управления становится главным метрологом и заместителем командира войсковой части 15650. А сама метрологическая служба получает статус головной метрологической службы Военно-Воздушных сил. К концу 70-х началу 80-х годов относится интенсивное внедрение новых радиотехнических средств внешнетраекторных, радиотелеметрических измерений и средств кругового обзора. На смену РЛС «Кама-А» поступают комплексы «Кама-Н» и «Кама-ИК». РТС-9 дополняются комплексами НТК-2Т и его модификациями.

В 1979 году командиром войсковой части 21239 назначается кандидат технических наук полковник Аюпов Абрек Идрисович, ставший впоследствии доктором технических наук, заместителем Главнокомандующего ВВС РФ. В 1993 году ему присвоено воинское звание генерал-полковник. В 1982 году его сменяет полковник Инюшин Олег Борисович. В начале 1990 и 2000 годов по техническому заданию специалистов части проводятся работы по созданию принципиально новых комплексов ВТИ на основе глобальной системы спутниковой навигации. Важным событием в истории войсковой части 21239 явилось проектирование и строительство крупнейшего в ВВС информационно-вычислительного центра (ИВЦ) (1981-1989 гг.).

В 1985 году к отделу метрологического обеспечения прикомандировывается отделение комплексной оценки стандартизации и унификации АТ, войсковая часть 21239 приобретает функции головной организации по вопросам военной стандартизации.
В 1989 году Управление возглавил полковник Иванов Еска Иванович. Под его непосредственным руководством происходило дальнейшее освоение ИВЦ, оснащение отделов центра современной вычислительной техникой. Специалистами части совместно с представителями ЛИИ им. М.М. Громова впервые в ВВС создана система обработки измерительной информации в реальном масштабе времени.

В 1996 году созданные в ИВЦ технологические линии обработки информации были использованы в ходе специальных работ на авианосце «Адмирал Кузнецов». За годы существования войсковой части 21239 в ее стенах выросли талантливые инженеры-испытатели и исследователи. На основе освоения методов научной работы подготовили и защитили диссертации на соискание степени кандидата технических наук более 20 человек. Докторские диссертации защитили генерал-полковник Аюпов А.И., полковник Мироненко И.С., полковник Детков А.Н.

В 1993 году сформирован горный полигон в г. Нальчике. В октябре 1994 года и июне 1995 года на его базе был организован и проведен с высоким качеством воздушный и наземный показы авиационной техники и вооружения с боевыми применениями для МО РФ, военных атташе зарубежных стран и руководства ВВС республики Чили. Период 1994-1998 г.г. стал началом работы Управления и частей ТИК в новых условиях – условиях начала реформирования Вооруженных Сил – периодом поиска и разработки стратегии по созданию новой полигонной сети. В 1996 году начальником Управления назначается полковник Делендик Сергей Алексеевич. В конце 90-х годов метрологический отдел ГЛИЦ одним из первых в ВВС получил аттестат аккредитации и лицензию на право проведения метрологической экспертизы средств измерений военного назначения.

Управление и части ТИК были сокращены на 67%, а полигон «Суюндук» и авиационная комендатура «Эмба» расформированы в полном составе. Полигон «Нальчик» преобразовывается в авиационную комендатуру (АК). Несмотря на такое масштабное сокращение, сохранена не только основная инфраструктура Управления и полигонов, но и научный потенциал, и подготовленный кадровый состав. Трассово-измерительный комплекс продолжал и продолжает функционировать по своему предназначению в полном объеме. В настоящее время Управление располагает 4 полигонами: один на территории РФ – Грошево и три полигона на территории республики Казахстан – Тургай, Теректа и Макат и одной комендатурой - г. Нальчик КБР.

В 2001 году на базе полигона «Грошево» создана уникальная, сложная мишенная обстановка и смотровая площадка для показа авиационной техники и вооружения. В августе 2001 года на высоком организационном и техническом уровне был проведен показ авиационной техники и вооружения с боевым применением по наземным и воздушным целям представителям МО, ГШ ВС РФ, военным атташе зарубежных стран и представителям оборонной промышленности. В настоящее время специалисты Управления и частей ТИК принимают активное участие в отработке сложных модернизированных авиационных комплексов и ракетного вооружения, в том числе в интересах других видов Вооруженных Сил РФ и войскового ПВО, а также перспективных систем обработки измерительной информации.

Несмотря на сложные социально-экономические условия достойно продолжают славный путь части офицеры: Бажан Н.Н., Васин В.И., Пилипенко Г.В., Камзеев Н.А., Титаренко В.Ф., Нерубальский С.Г., Зеленый Д.В., Винников Ю.С., Вовк Ю.В., Очкасов А.С., Нестеренко С.Н., Иванов В.Г., Шишкин О.В., Гайдуков С.М., Липчанский С.Е., Песняев В.В., Сологуб А.Л., Малов В.Ф., Черных Г.Н., Шуляк П.А., Ковалевский Е.М., прапорщики: Дегтярев В.А., Турбал С.А., Ватанский А.М. и многие другие.

История 9 Управления – это история жизни и деятельности многих тысяч людей, это кладезь добрых и славных традиций, воплощенных в практических делах по развитию и совершенствованию испытательной деятельности, организации быта и досуга военнослужащих, это и добрая память о тех людях, которые были и есть, это и напутствие для тех, которые будут продолжать и приумножать историю части.

Председатель Совета ветеранов вч 21239
полковник запаса В. Калюжный


НАЗАД

Сайт создан в системе uCoz