Источник : http://www.volga-astrakhan.ru/index.php3?act=article&a=2665

ВОЛГА № 125 (24627) 24 Августа 2004 года

“СУШКИ” В АХТУБИНСКОМ НЕБЕ


ОАО “Компания “Сухой” отметила 65-летний юбилей


В середине 30-х годов прошлого столетия фашистская Германия, наращивая наступательную мощь своих войск, основное внимание уделяла разработке новой авиационной техники. На службе у вермахта появились истребители Мессершмитта (МЕ-109Е), которые по летно-техническим характеристикам заметно превосходили наши “Яки”. Это отставание особенно проявилось в ходе гражданской войны в Испании, где сталинские “соколы” в воздушных боях не раз терпели поражение.
Обеспокоенное таким тревожным положением, советское руководство принимает решение о создании многоцелевого фронтового самолета. В эту работу включились лучшие авиаконструкторы страны. Сталин поставил им предельно четкую задачу: “Самолет должен быть простым в изготовлении, чтобы можно было сделать столько его экземпляров, сколько у нас в стране людей с фамилией Иванов…” Поэтому разработка опытной конструкции велась под кодовым названием “Иванов”. Наиболее удачной она оказалась у группы специалистов, которой руководил П.О. Сухой. Получилась машина, сочетавшая в себе качества штурмовика, разведчика, ближнего бомбардировщика и истребителя для сопровождения самолетов дальнего действия.
Самолет был запущен в серийное производство на Харьковском авиационном заводе в августе 1939 года, а спустя месяц решением наркомата на базе бригады Сухого создается самостоятельное авиаконструкторское бюро, а сам Павел Осипович назначается главным конструктором и директором опытного завода. Эта дата стала днем рождения прославленного КБ, 65-летний юбилей которого на днях отметили в Москве, Ахтубинске и других городах, где имеются структурные подразделения авиационной фирмы.
Сегодня ОАО (компания “Сухой”) – ведущий российский авиационный холдинг. Его численный состав превышает 35 тысяч человек. Эти специалисты выполняют полный объем работ в авиастроении, начиная с проектирования и кончая послепродажным обслуживанием техники. Самолеты марки “Су” составляют не только основу фронтовой авиации России, но и тактической авиации многих зарубежных стран. По объемам производства истребителей компания занимает 3-е место в мире, год от года увеличивает их экспортные поставки, большая часть которых приходится на страны Юго-Восточной Азии.
Важное значение в становлении и развитии отечественной авиации отводится Ахтубинску. И не только потому, что в начале 50-х годов здесь начал действовать НИИ ВВС им. В.П. Чкалова, на базе которого проводились испытания современной авиатехники. В 1957 году сюда, на станцию Ахтуба, пришел первый состав с оборудованием для создания филиала ОКБ. Вместе со специалистами научно-исследовательского института была определена площадка, где ему предстояло тогда разместиться. После чего началось большое строительство параллельно с нарастающим объемом испытательных работ.
Ахтубинск “суховцы” выбрали не случайно. В 50-х годах они спроектировали новый самолет на базе фронтового истребителя Су-7, добавив к его названию индекс Б. Вышел добротный истребитель-бомбардировщик, способный выполнять бомбометания с любого возможного маневра, быстро набирать высоту, выполнять фигуры сложного пилотажа и поражать наземные цели пушками и ракетами. Первый этап испытаний машина прошла на одном из подмосковных полигонов. Для второго – отработки бортового вооружения – требовался полигон, удаленный от большого количества населенных пунктов, имеющий мишенные поля и всю необходимую инфраструктуру для данного вида работ. Местный НИИ и северная часть Астраханской области как нельзя лучше подходили для испытаний грозной боевой машины. После ее перегонки на новое место в городе появилась бригада московских специалистов, без раскачки взявшаяся за нелегкое дело. Больше года ушло на отладку вооружения. После государственных испытаний Су-7Б был запущен в серийное производство и “прослужил” в летном строю четверть века.
А затем были другие первоклассные машины, среди которых особо хотелось бы отметить истребитель-перехватчик Су-15, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, сверхманевровые истребители Су-27, Су-30, Су-33, истребитель-бомбардировщик Су-32 и другие. Все они “учились” летать, поражать наземные и воздушные цели в ахтубинском небе. Сегодня местный филиал КБ располагает крепкой, оснащенной современной техникой и оборудованием базой, состоящей из трех ведущих служб: летные испытания и отдел обработки технической информации, эксплуатация авиатехники и ремонтно-доводочный участок, хозяйственное обеспечение. Если раньше большая часть испытательных работ приходилась на долю специалистов, откомандированных с головного завода КБ, то после того, как в городе открылся филиал Московского авиационного института, многие его выпускники из числа местного населения пополнили ведущие службы “суховцев” и заняли в них ключевые должности.
С началом экономических реформ в стране повсеместно начался распад ВПК. Один за другим закрывались оборонные предприятия, прекращался выпуск перспективных видов вооружения, а первоклассные специалисты выставлялись на улицу. Не избежал этой участи и Ахтубинский филиал КБ. Резко пошли на убыль объемы испытательных работ, возникли серьезные перебои с техническим обеспечением и бензином, следом – сокращения штата, задержки по зарплате. Основная часть коллектива перешла на трехдневную рабочую неделю. Пошли слухи о скором закрытии филиала, что спровоцировало большой отток специалистов. Чтобы выжить, испытатели занялись несвойственными для них делами: выращивали арбузы, организовали рыболовецкую бригаду, занимались копчением рыбы и ее реализацией. Несколько лет коллектив находился в подвешенном состоянии, пока в 1999 году не наступил долгожданный перелом. Поступил заказ на модернизацию действующего самолета, и работа всех служб закипела с новой силой.
Сейчас главные силы компании подчинены созданию многофункционального истребителя 5-го поколения. Наряду с этим по заказу Министерства обороны ведется разработка истребителя-бомбардировщика Су-32. На одном из заводов, вошедших в авиахолдинг, построена первая установочная партия этих машин. Некоторые из них находятся в Ахтубинске, где, поднимаясь в небо, отрабатывают на практике новые возможности бортового вооружения. Испытания планируется завершить в следующем году. Для ахтубинских “суховцев” эта задача вполне по силам.

Н. МИРОНЕНКО, соб. корр. “Волги”.


НАЗАД

Сайт создан в системе uCoz