Уже много лет в США и России ведутся работы по созданию средств воздушно-космического нападения (СВКН) траектории полета которых будут находиться на высотах от 35-40 до 100-120 км, а скорости достигнут значений от М - 3-5 до М - 15-20. СВКН с вышеназванными характеристиками получили название "гиперзвуковые летательные аппараты" (ГЗЛА). Это - планирующие головные части баллистических ракет, гиперзвуковые крылатые ракеты, воздушно-космические самолеты (системы).
В Америке гиперзвуковые технологии в настоящее время реализуются в нескольких программах.
Одна из них - HWT ("Hypersouic Weapon Technology"). Она предусматривает создание планирующей головной части (ПГЧ) ракет. За основу при ее разработке принята ПГЧ типа "Буст-Глайд", которая, по замыслу конструкторов, после разгона будет совершать гиперзвуковой полет в диапазоне высот от 30 до 60 км на дальность 7000-15000 км.
Ведутся активные работы и над гиперзвуковой крылатой ракетой (ГЗКР) с применением технологии "Стелс". Предполагается, что дальность полета ГЗКР составит 6000 км на высотах 30-40 км, а также возможность появится маневра по высоте до 20-30 км. В качестве головной части планируется применить 1-2 субблока, отделяемых от ракеты на участке ее пикирования (кабрирования) на цель.
В качестве примера можно привести технические требования, предъявляемые к будущей ракете ARRMD (Advanced Rapid Response Missile Demonstrator):
- скорость полета M=6 (около 1,67 км/с), - стартовая масса (без учета двух ускорителей) 1042 кг,
- дальность действия 1200 км,
- скорость подхода к цели не менее 1,2 км/с,
- точность поражения цели 10 м,
- масса боевой части 113 кг.
Предполагается, что эта ракета будет применяться практически со всех типов носителей - тактических истребителей, стратегических бомбардировщиков, боевых кораблей и подводных лодок. Ориентировочный срок принятия системы ARRMD на вооружение - 2010 г.
Создаются также воздушно-космические самолеты (ВКС) многофункционального предназначения. Основным элементов ВКС будет двигательная установка, способная работать в режиме как ракетного, так и воздушно-реактивного двигателя. После разгона ВКС до скорости М - 10 на высоте примерно 40 км двигатель должен отключаться, и аппарат перейдет в планирующий полет по синусоидальной траектории на высотах от 40 до 60 км. Для обеспечения требуемой дальности полета и курсового маневра предполагается запуск двигателя в момент очередного достижения нижней точки траектории. Включения могут происходить через каждые 400 км. Военные специалисты США считают, что гиперзвуковые ВКС, используя "многоскачковый" профиль полета, способны наносить удары по любому району Земного шара в течение двух часов после получения задачи. Предполагается, что гиперзвуковые бомбардировщики нового поколения в 30-х гг. XXI века заменят самолеты В-1B, B-2A и В-52Н. Программой Х-37 предусматривается создание практически полномасштабной модели перспективного воздушно-космического самолета военного назначения, который получил название Space Maneuvering Vehicle (SMV).
Аналогичные работы ведутся и в России. Направление работ можно оценить по открытым источникам только в общих чертах:
- разработка гиперзвуковой ракеты для ЗРК . В рамках программы «Холод» создана летающая лаборатория на базе ЗУР типа 5В28. При пуске 12 февраля 1998 г. была достигнута скорость 1830 м/с (М=6,5) при максимальной высоте полета 27,1 км, а время работы ГПВРД составило 77 с ;
- разработка гиперзвуковой ракеты для авиационных комплексов перехвата. Для испытаний применяется МиГ-31Д (ранее как носитель противоспутниковой ракеты) и гиперзвуковая лаборатория ВЛЛ-АС (ГЛЛ-31). Разработчики ЛИИ, МКБ «Факел».Летные испытания планировалось начать в 2004 году.
- Разработка стратегического ракетного комплекса, который в состоянии поражать цели на межконтинентальной глубине с гиперзвуковой скоростью и высокой точностью, с возможностью глубокого маневра как по высоте, так и по курсу. Проект "Игла" включает МБР и гиперзвуковой летательный аппарат скорость которого превышает скорость звука в 10-15 раз, может быть испытан уже в ближайшие годы.. Разработчики ЦИАМ, НПО «Машиностроение», КБ Автоматика . В 2004 году появились в печати сообщения о якобы проведённых испытаниях "Тополя-М" с последней ступенью оснащённой прямоточным гиперзвуковым атмосферным двигателем;
- разработка гиперзвуковой крылатой ракеты для Дальней авиации. В начале 1990-х годов в МКБ Радуга была разработана система нового класса - гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА). На Западе бытует название крылатая ракета AS-19 Koala. (Х-90) . Аппарат длиной около 12 м оснащен гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем, использующим углеводородное топливо. Его старт осуществляется с самолета-носителя Ту-95. После сброса ГЭЛА раскрывается треугольное складное крыло и вертикальное оперение, запускается твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания ГПВРД и разгоняющий аппарат до сверхзвуковой скорости. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет при М 4 - 5.
В феврале 2004 года, во время командно-штабных учений “Безопасность 2004”, было успешно проведено испытание первой в мире маневрирующей гиперзвуковой ракеты Х-90 (возрождение проекта 90-х годов для ответа на вашингтонскую программу противоракетной обороны.).Ракета и самолет носитель Ту-160М должны быть приняты на вооружений к 2010 году.

Другой вариант гиперзвуковой экспериментальной лаборатории на базе Х-22 из КБ «Радуга» и самолет носитель Ту-22М3 . В научном варианте Х-22 на высоте 25 -- 35 километров летит со скоростью, 6 -- 8 М и находится в этом гиперзвуковом режиме целых 450 секунд -- семь с половиной минут!


Назад

Сайт создан в системе uCoz