929 ГЛИЦ МО

1961-1970

В декабре 1960 январе 1961 годов происходит крупнейшая реорганизация Института. –объединение ГК НИИ ВВС (Чкаловская),ГосНИИ-6 (Владимировка), 8 ЛИС НИИ ВВС ВМС (г. Феодосия), Воздухоплавательный научно-испытательный центр (г. Вольск) в единую организацию - ГК НИИ ВВС (в/ч 15650) .По новой штатной структуре в состав Института входили: командование ,штаб, политотдел, тыл ,10 испытательных управлений и другие службы

- 416507, Астраханская область, г.Ахтубинск-7 ( Владимировка )

- 1-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС (в/ч 18374) - служба летных испытаний истребителей-перехватчиков ПВО и самолетов фронтовой авиации
-2-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС (в/ч 19163) – служба летных испытаний комплексов дальней авиации
5-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС (в/ч 52530) – радиополигон
9-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС (в/ч 21239) – трассово- измерительный комплекс . ( Рис-4)
10-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС – испытание специзделий ( В 1972 г. 71-й полигон ВВС в поселке Багерово прекратил свое существование как самостоятельная организация и по директиве Генерального штаба МО был реорганизован в 10 Управление при 8 ГНИИ ВВС с дислокацией в р-не г. Ахтубинска)


-г. Феодосия ,аэродром Кировское, полигон Чауда (рис 2,рис-3)

-3-е научно-испытательного управления ГКНИИ ВВС (в/ч 36851)- служба летных испытаний авиационных комплексов противолодочной обороны

- 141100, Московская область Щелково-10 (пос. Чкаловский) (в/ч 22737)

- 4-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС -испытание штурмовиков, вертолетов, учебно-тренировочных самолётов
-7-е научно-испытательное управления ГКНИИ ВВС – Управление испытания средств жизнеобеспечения и спасения ( тормозных парашутов, скафандров, катапульт )
- 8-е научно-испытательное управления ГКНИИ ВВС –Управление испытаний авиадвигателей с авиационным полком испытаний


- Вольский район Саратовской области (Рис-1)

-6-е научно-испытательное управления ГКНИИ ВВС – воздухоплавательный центр.

Институт ,в таком виде, на долгие годы стал составной частью комплексной структуры в ВВС в состав которой входят:
- Управление заказов и поставок AT и В (в/ч 25966), которое осуществляет организацию и руководство всем процессом создания и испытаний AT и В, концентрирует усилия всех участвующих в этом деле подразделений и является исполнительным органом для реализации соответствующих решений Главного командования ВВС;
- военные представительства ВВС на предприятиях промышленности, призванные осуществлять многоуровневый конкретный контроль создания авиационных образцов и их серийного производства;
- 30 ЦНИИ Минобороны (Центральный научно-исследовательский институт авиационной и космической техники Министерства обороны В/Ч 48230 г. ЩЕЛКОВО-10)- головной научно-исследовательский институт ВВС, который осуществляет разработку предложений в авиационные разделы федеральной программы вооружения, обосновывает облики перспективных авиационных комплексов и обеспечивает военно-научное сопровождение работ в промышленности по их созданию;
- ГК НИИ ВВС (ГЛИЦ Минобороны) - головной летно-испытательный центр ВВС, проводящий испытания авиационных комплексов, в том числе и на их боевое применение;
- 13 ГНИИ Минобороны (Государственный научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники Министерства обороны В/Ч 75360 г. Люберцы )- головной институт ВВС по исследованию, обоснованию и оценке надежности и эксплуатационных характеристик авиационной техники и вооружения.
Объединенная вертикалью прямого подчинения главному командованию ВВС, эта система обеспечивает выполнение функций генерального заказчика Минобороны РФ по авиационной технике.

Уже в этот период создание новой авиатехники регламентируется правительственным документом ( "Положением о порядке создания авиационной техники") .Жизненный цикл любого самолета, как правило содержит деревянный образец в макетном зале ОКБ , далее постройка на заводе первого опытного экземпляра, заводские испытания, этапы «А» и «Б» государственных летных испытаний на двух базах (в г. Жуковском и г. Ахтубинске), войсковые испытания на аэродромах строевых частей
В шестидесятые годы институтом проведено 2360 государственных испытаний и 1778 специальных испытаний образцов авиационной техники и вооружения.Продолжилось создание авиационно-ракетных комплексов ПВО, как в рамках модификации и модернизации самолетов П поколения, уже запущенных в серийное производство, так и создание самолетов III поколения:

В 1961 г. была начата разработка высотного варианта Р-13 с полуактивной радиолокационной ГСН, которая в 1966 г. поступила на вооружение истребителей МиГ-21МБ и МиГ-21бис. ГСН работала в диапазоне 10-20 ГГц. УР получила индекс Р-3Р (объект 320).
Ракеты Р-ЗР в сочетании с Р-ЗС стали штатным вооружением выпускавшихся в 1965-1968 годах МиГ-21С ("тип 95"), на которых устанавливался локатор РП-22С,

Так 8 октября 1963 г на аэродром ГК НИИ ВВС во Владимировке, на испытание поступил новый самолет ОКБ Сухого Су-15. Официально Госиспытания завершились 25 июня.1964 г Всего за время их проведения было выполнено 250 полетов где предстояло провести испытания системы вооружения. Работы начали с оценки возможностей РЛС, для чего использовались самолеты-цели Ил-28, Ту-16, Як-25РВ и Су-9Л.К концу года ОКБ-4 подготовило первые экземпляры ракеты К-8М1П, получившей новое обозначение К-98 («изделие 56»). В начале 1964 г. их привезли во Владимировку, где на Т-58Д началась практическая отработка нового вида боевого применения - атаки цели в ППС. В процессе этих испытаний, подтвердилось большинство заданных характеристик системы вооружения. 30 апреля 1965 г. вышло постановление правительства, которым самолет был принят на вооружение и запущен в серийное производство. Он получил официальное обозначение Су-15, РЛС стала называться РП-15, ракеты - Р-98, а весь комплекс перехвата - Су-15-98.

с 18 марта 1961 г. по 13 июля 1964 г. в Институте прошел испытание авиационно-ракетных комплексов ПВО ОКБ Туполева - было выполнено 799 полетов. на перехватчиках летали военные летчики-испытатели Ю.Рогачев, И.Лесников, Э.Князев, Г.Береговой, И.Довбыш, штурманы-испытатели Н.Мозговой, В.Малыгин, Г. Митрофанов и А.Хализов. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №361 -132 от30 апреля 1965 г. и приказом Министра обороны №0040 от 8 июня этого же года комплекс Ту-128С-4 был принят на вооружение.( самолет -Ту-128 с ракетами Р-4Р и Р-4Т (в зависимости от типа головки самонаведения).

Разработка авиационных комплексов ПВО на базе самолетов III поколения была задана Постановлением от 5 февраля 1962 г. 131-62. Предусматривалось создание будущего МиГ-25 в вариантах перехватчика С-155 и разведчика Е-155Р, Первый полет будущего МиГ-25 в варианте разведчика состоялся 15 марта 1965 г, перехватчика - 26 октября того же года. Полностью укомплектованный бортовой радиоэлектроникой третий прототип перехватчика начал летные испытаний 16 апреля 1967 г. Испытания вооружения проводились на полигоне ГК НИИ ВВС во Владимировке с августа 1968 г. по февраль 1970 г. Постановлением от 12 февраля 1971 г. комплекс был принят на вооружение под наименованием МиГ-25-40, при этом РЛС получила обозначение РП-СА, а ракеты - Р-40

Другой комплекс III поколения ОКБ Микояна был создан на базе самолета с изменяемой геометрией крыла МИГ-23 в вариантах перехватчика и истребителя - бомбардировщика . Государственных испытаний МиГ-23 начались 14 апреля 1968 г. Остапенко и Комаров провели комплекс испытаний ракетного вооружения самолета, выполнив в общей сложности 16 пусков УР К-23 и К-13 на высотах 5000-17000 м в широком диапазоне скоростей. Первый серийный вариант истребителя МиГ-23 (23-11, изд.2) имел штатную систему вооружения С-23 в составе РЛС "Сапфир-23Л", теплопеленгатора ТП-23 и прицела АСП-23Д. Вооружение: две ракеты средней дальности Р-23Р или Р-23Т и две ракеты малой дальности Р-3С (позднее - Р-60).


В период с июля 1969-го по май 1971 года Госиспытания (ГСИ) прошел Истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой геометрии Су-17.В испытаниях принимали участие летчики-испытатели С.А. Микоян, А.С. Девочкин, Э.И. Князев, В.Г. Иванов, А.А. Манучаров, Н.И. Коровушкин и Г.А. Баевский. В 1970г. новая машина, получившая название Су-17, была принята на вооружение.


В 60-е годы в Институте проходили испытания авиационно-ракетные комплексы дальнего действия 2-го поколения такие как:
авиационно-ракетного комплекса дальнего действия К-26 (Он предназначался для поражения морских и наземных целей, а также работающих РЛС). Наземные и летные заводские испытания комплекса проводились с ноября 1966 г. по март 1967 г. на казанском авиазаводе. В них участвовали два Ту-16К-10-26, переоборудованных из серийных Ту-16К-10Д №1793014 и №2743054. В апреле они были представлены на Госиспытания, однако в связи с необходимостью доработок самого К-26 полеты комплекса К-10-26 начались в ГК НИИ ВВС только в конце 1968 г. и закончились весной 1969 г. На вооружение Авиации ВМФ К-10-26 приняли Постановлением Совмина СССР №882-315 от 12 ноября 1969 г.( Она предназначалась для поражения наземных и морских целей ракетами КСР-5 или КСР-2 различных модификаций и только морских целей - ракетами К-10СД или К-10С. Самолет стал называться Ту-16К-10-26,)

авиационно-ракетного комплекса дальнего действия К-22. Создавался в трех вариантах стратегический Х-22ПСИ;противокорабельный- Х-22ПГ;противорадиолокационный- Х-22П Летные испытания ракеты Х-22 были начаты 1 июля 1961 г. на двух бомбардировщиках Ty-22К (№ 24 и № 25), но закончились лишь в 1967 г. Комплексы приняты на вооружение в1968-1971 годах
Ракетные комплексы появились и у фронтовой авиации. Уже к середине 60-х годов стало ясно , что с совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков войск противника, фронтовой авиации требовалось создать новые средства поражения - мощные, точные, большой дальности. Решением стало появление авиационных управляемых ракет (АУР), которые позволили уничтожать наземные цели точным попаданием, нанося удар с безопасного удаления от зоны поражения зенитных средств.
Первые пуски ракет Х-66 (изделие 66) с МиГ-21 были выполнены в Институте ,уже в сентябре 1966 года. Последовала доработка и устранение конструктивных дефектов, в частности, системы управления для лучшей стабилизации по крену и отказывавших взрывателей. Тем не менее, создание первой отечественной ракеты этого класса прошло довольно гладко, и в 1968 году Х-66 поступила на вооружение фронтовой авиации

В 5-м Управлении проходили испытания различные авиационные радиотехнические комплексы такие как:
-система дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) на базе самолета Ту-126, поступила во Владимировку 24 мая 1964 г.Еще на этапе макета в ГК НИИ ВВС была создана отдельная испытательная бригада под руководством п-ка М. Г. Кононова. Его заместителем на борту назначили Д. Г. Матвиенко. Ведущими военными летчиками-испытателями Ту-126 последовательно были Г. М. Бархатов, В. И. Кузнецов, В. В. Добровольский. В некоторых полетах экипаж опытного Ту-126 возглавлял И. К. Ведерников, привлекались и другие известные летчики. После большого объема испытаний и доводок комплекс ДРЛО Ту-126 Постановлением Совмина СССР № 363-133 от 30 апреля 1965 г., а также приказами МАП № 075 от 15 мая 1965 г. и МО № 041 был принят на вооружение войск ПВО страны. В следующем году началось поступление первых машин в 67-ю отдельную эскадрилью ДРЛО (в/ч 32457).
-с октября 1965 г. по октябрь 1969 г. прошел государственные испытания самолет-разведчик МиГ-25Р
-тактический разведчик Як-28Р (1962 г.), тактический самолет-постановщик радиоэлектронных помех Як-28ПП (1970) , стратегический разведчик Ту-95МР (1964) и др.

В 3-м Управлении прошел испытание противолодочный самолет Ил-38 . Государственные совместные испытания Ил-38 с системой "Беркут" проводились по приказам главнокомандующего ВВС. Начинались они 6 июня и завершились 15 декабря 1965 г. Было произведено 87 полетов , в том числе на доводку "Беркута" и магнитометра - 10 полетов . Испытания самолета производились на аэродроме Кировское близ Феодосии. Программа испытаний в соответствии с поручением зам. председателя Совмина СССР Л.В. Смирнова от 8 февраля 1965 г. и совместного решения ВВС, МАП и МРП от 3 марта 1965 г. была полностью выполнена. Самолет Ил-38 с поисково-прицельной системой "Беркут" был принят на вооружение авиации ВМФ 17 января 1969 г.

В 4-м Управлении за этот период были испытаны вертолеты Ми-6 (1959-1961)- С.Г.Бровцев; винтокрыл Ка-22 (1964)- летчик С.Г.Бровцев ; Учебные самолеты Як-28У (1961), –летчик С.Г. Дедух; учебно-тренировочный вариант самолета Су-15УТ (У-58Т) (1970); военно-транспортный самолет АН-22 (1965)

7-е Управление помимо авиационной тематики ,было подключено к испытанию средств жизнеобеспечения и спасения космонавтов. Управление испытывало для космических аппаратов катапультные кресла, скафандры, шлюзовую камеру для выхода космонавтов в открытый космос и другое оборудование.

В 1965г. ГКНИИ ВВС переименован в 8 Государственный научно-испытательный Краснознаменный институт ВВС – 8 ГНИКИ ВВС. В 1967 г. 8 ГНИКИ ВВС было присвоено имя Валерия Павловича Чкалова.
21 сентября 1970 г. в ознаменование 50-летия Институт награжден орденом Ленина.


(Рис-1) 6-е Управление НИИ ВВС

(Рис-2) 3-е Управление НИИ ВВС

(Рис-3) Аэродром Кировское

(Рис-4) 9-Управление ТИК НИИ ВВС

Сайт создан в системе uCoz