929 ГЛИЦ МО

Продолжение 1946 -1960

В 1956 году испытательная база, созданная на полигонах в районе станции Владимировка, расширяется и приобретает новый юридический статус. С целью выделения важности испытаний комплексов "Воздух-земля" НИП № 4 ВВС был реорганизован в государственный Научно - Испытательный Институт № 6 ВВС. Начальником института был назначен генерал М.С. Финогенов.
Для испытания ракет различной дальности к июлю 1957 года на полигоне Владимировка были полностью сформированы основные части трассы в районах Грошево, Тургая, Гурьева, Маката и др. В этот период было образовано и переведено на новые штаты более 13 войсковых частей трасс ( ст. Сары-Шаган, г. Джезказган, п. Макат, г. Гурьев, г. Челкаш, п. Грошево, п. Тургай, г. Илнк, г. Каркаралинск, г. Ерментау, г. Кустанай). В этот период Управление возглавляет полковник Гладилин Андрей Семенович.
В соответствии с решением Совета Министров СССР в 1958 году сформирован специальный морской полигон в акватории Каспийского моря с центральным подчинением ГК НИИ ВВС и в оперативном порядке Управлению, включивший две испытательные станции (первая – п-ов Бузачи, вторая - форт Шевченко) и дивизион морских вспомогательных судов на Каспийском море.
Испытания ракеты «Буря» начались 31 июля 1957 года на полигоне Грошево (Владимировка).С1.09.1957 по 16.11.1960 года было произведено 18 пусков с максимальной дальностью 6500 км.(Рис-1)
Летом 1959 года первый летный экземпляр самолета «121» был перевезен на испытательную базу КБ (Владимировка). До конца августа шли проверки и отладки комплекса. 25 августа 1959 года беспилотный первенец КБ ушел в полет, на этом запуске присутствовал А.Н.Туполев.
Первый полет прошел успешно, затем было еще несколько успешных полетов, подтвердивших правильность выбранных КБ технических решений по беспилотному самолету и комплексу. Показанная в ходе испытаний реальная дальность полета изделия «121» позволяла при старте с территории СССР нанести атомный удар по любой точке в Западной Европе, Северной Африке, Азии. Всего было отстреляно 5 изделий, уже шла речь о подготовке серийного производства.По ракете П-20 в 1959-1960 годах было выполнено два полигонных пуска с наземной пусковой установки.Однако 5 февраля 1960 года вышло ПСМ СССР, сворачивавшее все работы по межконтинентальным беспилотным самолетам-снарядам «Буря» и «Буран» и КР П-20 и изделию «С». Советское военно-политическое руководство сделало окончательный выбор в пользу ударных СТРАТЕГИЧЕСКИХ средств на основе баллистических ракетных комплексов. После этого структура полигона изменяется . Расформировывается полностью северная трасса (Каркаралинск-Илек-Ерментау-Кустанай), а также часть дальней трассы (Челкар, Джезказган, Балхаш, частично Гурьев).
Помимо МКР в середине 50-х годов приступили к созданию ударных авиационных ракетных комплексов. Разработка одного из них (с ракетой Х-20) была задана ПСМ СССР от 11 марта1954 года ОКБ-155 .Испытания АРК К-20 (Ту-95 с ракетой Х-20) проводились с 4 августа 1956 года по 29 июля 1958 года .Совместные госиспытания комплекс прошел с 15 октября 1958 года по 1 ноября 1959 года. В их рамках провели 16 пусков, из которых 11 признали успешными, хотя фактически требования по точности выполнены небыли. Кроме того, не испытывалась взрыватели СБЧ. В связи с этим 16 и 23 марта провели еще 3 пуска и 9 сентября I960 г. система К-20 (с начала 60-х гг. был введен термин "авиационно-ракетный комплекс") была принята на вооружение( Х-20 на каждый Ту-95К) (комплекс Ту-95К-20).
Еще одной системой в это время была противокорабельная ракета К-10С. Испытания самолета-снаряда К-10С начались 28.05.1958 г. Система К-10 была принята на вооружение в августе 1961 г Ту-16К-10 Первый пуск серийных ракет был произведен экипажем авиации Северного флота в июне 1960 г. на полигоне « 77» у порта Шевченко на Каспийском море. Пуски выполнялись по танкеру "Чкалов". Отцепка ракет производилась на высоте 10-10,5 км на удалении от цели 170- 175 км. Из пяти пусков четыре оказались успешными.
С 15 ноября 1958 года начались летные испытания противокорабельного АРК с ракетой КСР-2
С началом создания ядерного оружия НИИ ВВС активно участвует в этих работах.Так для участия в учениях и реального применения атомной бомбы РДС-3 ,на Тоцком полигоне ,была выделена авиагруппа 71 полигона ВВС (71 полигон ВВС был создан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г. с целью авиационного обеспечения проведения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация Местом для 71 полигона ВВС был определен район поселка Багерово на Керченском полуострове в Крыму (Рис-2) ) с местом базирования с 3 августа 1954 г на аэродроме Владимировка Астраханской области. Авиагруппа включала два самолета-носителя Ту-4 с экипажами В.Я. Кутырчева и К.К. Лясникова, два самолета фотографа Ил-28, шесть истребителей МиГ-17, транспортный самолет Ли-2 и связной самолет Як-12. Руководил авиагруппой начальник 71 полигона ВВС генерал-майор В.А. Чернорез и его заместитель по научно-испытательной работе В.И. Киселев. Учения состоялись 14 сентября 1954 года.

Очень важным стало принятие в середине 50-х гг. концепции авиационно-ракетного комплекса. Истребитель-перехватчик теперь рассматривался как составная часть единой системы, состоявшей из самолета-носителя, ракет класса "воздух-воздух", бортовых радиолокационных средств обнаружения и наведения, а также наземных радиотехнических средств. Первыми поступили на вооружение комплексы на базе перехватчиков МиГ-17ПФУ и Як-25К, оснащенных четырьмя ракетами РС-1У (К-5).
Позднее по всей стране развернули сверхзвуковые МиГ-19ПМ и Су-9, вооруженные четырьмя ракетами РС-2УС (К-5М). Затем последовали комплексы набазеСу-11 и Як-28, каждый из которых нес по две ракеты типа Р-8.

Госиспытания Су-9 начались 3 декабря 1958 г, и проводились в 2 этапа: 1-й (этап Генерального конструктора) длился по май 1959 г., 2-й (этап совместных испытаний) - с июня 1959 г. по апрель 1960 г. Полеты выполняли летчики-испытатели ОКБ: В.С.Ильюшин, А.А.Кознов, Л.Г.Кобищан, Е.С.Соловьев, Н.М.Крылов и ГК НИИ ВВС: Г.Т.Береговой, Н.И.Коровушкин, Л.Н.Фадеев, Б.М.Адрианов, В.Г.Плюшкин и С.А.Микоян.Постановлением СМ СССР от 15.10.1960 г. новый комплекс перехвата был принят на вооружение. При этом все его составляющие получили новые, но по-прежнему закрытые обозначения: самолет - Су-9, РЛС - РП-9У, ракета - РС-2УС, а весь комплекс в целом -Су-9-51.


ГИ Су-11 проводились в 2 этапа: А и Б. На первом, продлившемся с ноября 1959 г. по апрель 1960 г., по согласованию с заказчиком по сокращенной программе была выполнена оценка комплекса с тепловой ГСН ракеты. В испытаниях участвовали 3 самолета: Т47-3, Т47-4 и Т47-5. Полеты выполняли летчики ГК НИИ ВВС: Н.П.Захаров, П.Ф.Кабрелев, Б.М.Адрианов, Э.И.Князев, В.М.Андреев и практически весь летный состав ОКБ
Постановлением правительства от 5.02.1962 г. новый комплекс перехвата был принят на вооружение, при этом самолет получил официальное обозначение Су-11, РЛС - РП-11, ракеты - Р-8М, а весь комплекс - Су-11-8М.

Проведенные государственных испытаний истребителей-перехватчиков в ГК НИИ ВВС ,а ракет для них в ГОС. НИИ-6 показали, что боевые возможности самолета существенно зависят не только от характеристик отдельных систем, но и от их взаимной связи. Необходимостью стала разработка единых методов и критериев оценки самолетов, прицельных систем навигации и вооружения.
Однако, выполнение этой задачи тормозилось существовавшей разобщенное испытательных организаций и подразделений.
Поэтому, директивой Главного штаба ВВС от 20 мая 1959 г. в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС им. В.П. Чкалова было создано 1 Управление испытаний комплексов перехвата и самолетов-истребителей.
Формирование 1 Управления проводилось под руководством первого начальника управления полковника Микояна Степана Анастасовича.


Рис-1 Схема полигона КР "Буря"

Рис-2 Багерово

Рис-3 Летно испытательный институт

НАЗАД

Сайт создан в системе uCoz