929 ГЛИЦ МО

1991-2000

90-е годы были очень сложными для ВВС России . ВВС РФ получали от Минфина на производство и закупку вооружений и военной техники (ВВТ) лишь 3% заявленных сумм, поэтому при потребности ,с 1992 года, войск в новых боевых самолетах в 115 шт. в год. Армия получила в 1992-1993 годах – 3… в 1994 году- 1.. 1995 году- 2 самолета и. т. д.
Стоимость новейших видов техники возросла от 4 до 14 раз . Так цена бомбардировщика Ту-160 в 1993 году составляла более 6 млрд рублей, а в 1995 она достигла уже почти 15 миллиардов.
Из-за острого дефицита финансовых средств, производители вынуждены были отказаться от запуска в серию такой перспективной техники, как авиационные комплексы 5 поколения, ударные самолеты Дальней авиации, многоцелевые фронтовые истребители (МФИ), военно-транспортные самолеты Ил-106, вертолеты Ка-50 и Ка-52. Были заторможены работы по модернизации самолетов МиГ-29, Су-27М. Срывались научно-испытательные и конструкторские работы. Если их доля в военных расходах в 1990 году составляла почти 20%, то к 1994 году этот показатель упал до 5,7% (в странах НАТО составляет от 9,8 до 11,2%).
Не обошли проблемы и ГКНИИ ВВС . С начала 90-х годов Институт (Директивой ГШ ВВС от 18 декабря 1990 года 8 ГНИИ ВВС переименован в 929 Государственный летно-испытательный ордена Ленина Краснознаменный центр Министерства обороны СССР им. В.П.Чкалова ) , как и все Вооруженные силы России, вступил в тяжелую полосу выживания. Резкое сокращение финансирования, отказ от многих военных программ, и распад СССР с потерей испытательной инфраструктуры в Казахстане и Украине крайне осложнили работу организации.
Ограничение в финансировании привело к тому, что уже в 1995 году износ аэродрома в Ахтубинске и его сооружений составлял - 64, транспорта - 44, а оборудования – 67 процентов. Объем НИР сократился в среднем до 88 (из них шесть- летных ), в 1999 году в ГЛИЦ провели 191 испытательную работу ,а для сравнения в 1986 году 1320 НИР. Стали уходить летчики. В службе летных испытаний истребительной авиации количество летчиков сократилось с 52 до 32 в 1995 году .С потерей испытательного полигона 3-его Управления в Крыму только в октябре 92-го,с перерывом в два года, ахтубинцы возобновили летные испытания по морской тематике на ТАКР «Адмирал Кузнецов» в Баренцевом море. Военные летчики-испытатели полковники Н. Диордица, А. Раевский, А.Иванов, В.Петруша, подполковники В.Крицкий и С.Богдан, не имея возможности пройти подготовку на наземных тренажерах, выполнили взлет и посадку на самолетах Су-27К и Су-25УТГ непосредственно с тяжелого авианесущего крейсера.
До середины 90-х годов в ГЛИЦ практически не поступали новые самолеты.В службе летных испытаний истребительной авиации 1-го Управления ( нач. полковник В. Каганов) медленно с перерывами продолжались испытания самолетов Су-27М (ведущий полковник В. Каганов, исследует на штопор полковник С.Храпцов)) ,Су-27УБ ,Су-25Т (ведущий полковник В.Бухтояров), разведчик М-55,истребитель МиГ-31М.и др.

К 1995 году 929 ГЛИЦ насчитывал четыре испытательные базы: в Ахтубинске, Чкаловском ( с 19 апреля 1993 1338 испытательный центр войсковой части 15650 ) ,Вольске и Нальчике
Управление и части ТИК 9-го Управления были значительно сокращены . К 1998 году в Управлении осталось 4 полигона : один на территории РФ – Грошево и три полигона на территории республики Казахстан – Тургай, Теректа , Макат ,а также 525 ОИС (г.Форт-Шевченко, Мангистауской области ) , 248 АК (г.Эмба, Актюбинской области ) и комендатура - г. Нальчик КБР.
Учитывая эти проблемы началось создание новых полигонов. В 1993 году был сформирован горный полигон в г. Нальчике. Создание высокогорного полигона - следствие военных операций в Чечне - для отработки действий авиации в горах. В октябре 1994 года и июне 1995 года на его базе был организован и проведен с высоким качеством воздушный и наземный показы авиационной техники и вооружения с боевыми применениями для МО РФ, военных атташе зарубежных стран и руководства ВВС республики Чили.
К середине 90-х годов под Геленджиком началось создание морского полигона ( задействованы Испытательно- экспериментальная база ТАНТК им. Г.М.Бериева и Аэропорт "Геленджик") для замены Феодосийского. Уже в 1995 году летающая лодка А-40 «Альбатрос» пилотируемая полковником Г. Паршиным совершила посадку на новом полигоне.

В целом испытания авиационной техники в 90-е годы проходили очень медленно ,что было обусловлено финансовым и организационными проблемами Например, при испытаниях фронтового бомбардировщика Су-24 (1971-1974 гг.) участвовало 19 летательных аппаратов, только на боевое применение выполнено около 2.000 полетов. не менее масштабные испытания были проведены с семейством истребителей Су-27 и его модификациями в 80-е годы. В 90-е все это стало невозможным, а тем временем наступила эра самолетов 5-го поколения.



В ответ на развертывание в Соединенных Штатах в начале 1980-х гг. НИОКР по программе ATF (Advanced Tactical Fighter) в качестве ответной меры в 1986 г. принимается закрытое совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, предусматривающее начало работ по созданию истребителя пятого поколения. и разработке управляемых ракет большой дальности класса “воздух-воздух” и “воздух-поверхность” пятого поколения, реализующих принцип “пустил-забыл”.
В ОКБ МиГ практическую реализацию получил проект :

- многофункциональный истребитель, МФИ. (тяжелый одноместный истребитель) проект 1.42. В начале 1994 г. (Самолет 1.44 является летающей лабораторией в рамках проекта 1.42 (проект создания многофункционального истребителя).был доставлен в Жуковский. В декабре того же года МФИ, управляемый летчиком-испытателем Романом Таскаевым, совершил скоростную рулежку по взлетно-посадочной полосе летно-исследовательского центра в Жуковском с отрывом передней стойки шасси. Однако ввиду отсутствия финансовых средств дальнейшие работы по проекту 1.42 были заморожены. первый полет самолет 1.44 совершил только 29 февраля 2000

ОКБ Сухого реализовывало следующий проект:

.
- многофункциональный палубный истребитель С-32. Самолет в конечном итоге получил обозначение "С-37" (позднее ставший Су-47) и наименование "Беркут". К маю 1997 г. были закончены все основные монтажно-сборочные работы и в середине июля самолет перевезли на ЛИС ОКБ на территории ЛИИ в г.Жуковском... 25 сентября 1997 г. состоялся первый полет этого самолета, получившего вскоре обозначение "С-37-1". Самолет поднял в воздух летчик-испытатель ОКБ Сухого Игорь Вотинцев. Тридцатиминутный полет "Беркута" прошел без замечаний. Двумя неделями раньше, 7 сентября того же года, в США взлетел первый предсерийный истребитель F-22, самолет пятого поколения, построенный с учетом технологии достижения малой заметности ("стелс"). Летом 2000 года С-37 Беркут завершил программу "СВЕРХЗВУК". К началу октября 2002 г. "Беркут" выполнил более 150 полетов


Однако основные разработки и испытания в 90-е годы шли по пути модернизации существующих моделей

Программа модернизации МиГ-31
В начале 1990-х гг. из-за нехватки средств у МО России закупки истребителей МиГ-31 были прекращены. Построено более 500 перехватчиков, более 350 из которых в настоящее время находятся на вооружении ВВС России. С 1984 г. ОКБ им. А.И. Микояна вело работы по глубокой модернизации перехватчика МиГ-31- самолета МиГ-31М. Первый полет опытного истребителя-перехватчика МиГ-31М состоялся 21 декабря 1985 г. (экипаж - летчик-испытатель Б.А. Орлов и штурман-испытатель Л.С. Попов). Построено шесть опытных самолетов. В апреле 1994 г. в рамках испытания системы вооружения самолета МиГ-31М успешно проведены первые в мире испытания по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км УР Р-37 . В условиях резкого снижения государственного финансирования, когда массовые закупки новых самолетов МиГ-31М стали практически невозможными, в 1997 г. начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31Б в многоцелевой самолет МиГ-31БМ . Самолет получил вооружение, аналогичное использованному на перехватчике МиГ-31М, а также управляемые ср-ва поражения класса "В-П". Модернизированный самолет МИГ-31Б с системой `Заслон` в октябре 1999 года принят на вооружение авиации ПВО России. Предполагалось , что в вариант МиГ-31БМ будет доработан весь парк самолетов МиГ-31 ВВС России.
Программа модернизации МиГ-29
в 1991 г. были прекращены закупки МиГ-29 для ВВС России, а объемы ассигнований для ОКБ по тематике фронтовых истребителей были значительно урезаны. Госиспытания МиГ-29М (экспортный вариант МиГ-33) пришлось прервать. Только к середине 1990-х годов самолет МиГ-29М был практически подготовлен к передаче в серийное производство. Однако нехватка средств не позволила ВВС заказать истребители МиГ-29М .Основные работы проводились по созданию ряда модификаций серийного самолета МиГ-29С с последующей модернизацией старого парка самолетов до этого уровня –это варианты МиГ-29СД, МиГ-29СМ (1995-1996 ), МИГ-29СМТ (первый полет 27 ноября 1997 года . В начале 1999 года по стандарту МиГ-29СМТ был переоборудован первый строевой самолёт из состава ВВС России) развивающиеся по пути улучшения характеристик РЛС, введение в состав вооружения ракет РВВ-АЕ, Х-29Т и корректируемой бомбы КАБ-500КР, увеличение бомбовой нагрузки до 4 т, внедрение подкрыльевых ПТБ и дозаправки в воздухе, рост ресурса и.т.д
Программа модернизации Су-27:
- фронтовой бомбардировщик Су-27ИБ (с 1990 г) – Су-34 (с 1993 г)-испытания планируется закончить в 2005 году;
- Палубный истребитель Су-27К (1984) - Су-33 (с 1989 г) С марта 1991 года официально начались государственные испытания. К тому времени все работы были перенесены в Крымский филиал НИИ ВВС, на аэродромы в Кировском и Саки, и к лету 1991-го здесь были сосредоточены все имевшиеся самолеты. В связи с потерей освоенной испытательной базы в Крыму госиспытания завершились лишь в конце 1994-го. 31 августа 1998 г. указом Президента РФ палубный истребитель ОКБ им. П.О.Сухого Су-33 был принят на вооружение авиации ВМФ.
- дальний перехватчик ПВО Су-30 (Т-10ПУ, Су-27ПУ) в 90-е годы в основном испытывались экспортные варианты:В период 1999-2001 гг проводились государственные испытания двухместного ударного самолета Су-30 МКК (для ВВС КНР) , С июля 1997 года ОКБ Сухого и ГЛИЦ ВВС проводили испытание многофункционального двухместного истребителя Су-30МКИ (для ВВС Индии) ,с 1999 года проходил испытания Многоцелевой истребитель Су-30КН . К концу апреля удалось получить первые результаты наземных и летных испытаний нового БРЭО, во время которых проверялся режим картографирования земной поверхности, возможности захвата и сопровождения цели в различных степенях разрешения, способность РЛС по автоматическому целеуказанию для оружия с телевизионной системой самонаведения. До осени 1999 года, на испытательном полигоне в Ахтубинске, Су-30КН тестировался на применение УР класса «воздух-поверхность» с телевизионным наведением Х-59М (дальность пуска свыше 100 км), пассивным радиолокационным Х-31П (110-130 км) и активным радиолокационным Х-31А (70 км), корректируемых авиабомб КАБ-500.
- Су-37 (Су-37 Терминатор - многоцелевой истребитель созданный на базе многоцелевого истребителя Су-35) (с 1996 года)
- Су-27М (Су-35 .(с 1990 г))
- Противотанковый штурмовик СУ-39 Отработка "Шквала" и "Вихрей" была успешно завершена в 1993 году, в процессе государственных испытаний восьми самолетов Су-25Т. Всего было выполнено более 3000 полетов и около 40 пусков ракет "Вихрь". В течении 1996 года специалисты ОКБ им. П.О. Сухого провели "привязку" РЛПК "Копье", ракет "воздух-воздух" и "воздух-корабль" к новой бортовой системе управления оружием .
- Штурмовик Су-25СМ (1999 год)

Для стратегической авиации программа модернизации Ту-95МС .Усовершенствованные самолеты будут вооружены стратегическими неядерными крылатыми ракетами (КР) Х-101 НПО "Радуга", а также их ядерным вариантом Х-102;

В 1994 году в Ахтубинске начались государственные испытания ночного беспилотного аппарата « Пчела-1ИК»

Разработка ракетного вооружения шла по следующим направлениям:

ракеты класса «воздух-воздух»

- ракеты класса «воздух-воздух» сверхбольшой и большой дальности, в частности УР, известные как КС-172 (К-100) (эта двухступенчатая ракета, способная развивать гиперзвуковую скорость и оснащенная комбинированной системой самонаведения, способна поржать воздушные цели на дальности более 400 км). Разработка началось в 1984 году;

- УР средней дальности типа Р-77М (К-77М) имеющие активную радиолокационную систему конечного самонаведения и оптимизированная для размещения в грузоотсеках самолетов (она имеет крыло малого удлинения и складные решетчатые рули);

- Управляемая ракета средней дальности Р-77ПД оснащенная прямоточным воздушно-реактивным двигателем .Создание ракеты, было завешено в 1999 г;

- ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности типа К-74МЭ, созданная на базе УР Р-73 и отличающаяся от последней усовершенствованной системой теплового самонаведения, имеющей угол захвата цели, увеличенный с 80-90° до 120° и отличающуюся улучшенной маневренностью и большей дальностью стрельбы с передней полусферы (до 40 км).Разработка К-74 началось в середине 1980-х годов, а к ее летным испытаниям приступили в 1994 году;

- ракета Р-73Л (в экспортном варианте Р-73ЛЭ) с лазерным взрывателем;

- УР большой дальности Р-37 (дальность пуска - 280 км). В апреле 1994 были успешно проведены первые в мире испытания по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км. Помимо МиГ-31М, ракеты Р-37 поступят на вооружения новой модификации МиГ-31 - МиГ-31БМ;


тактические ракеты "воздух-земля" :

- Тактическая противорадиолокационная ракета Х-31ПМ для борьбы с ЗРК "Пэтриот" последних поколений ;

- Противокорабельная ракета Х-35 разработана в ОКБ ''Звезда''. Работа над ней была была задана Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 16 апреля 1984 года. Головное предприятие - разработчик ОКБ "Звезда",в корабельном варианте комплекс "Уран" с крылатой ракетой 3М24 , а также авиационный вариант (две модификации: для самолетов - ракета Х-35У и вертолетов - ракета Х-35В). Вертолетный вариант ракеты может применяться с вертолетов типа Ка-27 и Ка-28,самолетный - с истребителей МиГ-29К, МиГ-29СМТ, Су-30МК, Су-35, Як-141, фронтового бомбардировщика типа Су-24М, противолодочного самолета Ту-142М и других носителей. Дальность стрельбы всех вариантов ---ракеты до 130 км.;

-противорадиолокационные ракеты Х-36 и Х-38 для замены ракет Х-25;
- Х-59МК Тактический ракетный комплекс Овод-МК ;
- Х-61 Яхонт Тактическая противокорабельная ракета ;
Стратегические ракеты "воздух-земля" для Дальней авиации:

- Х-101 разработанная НПО «Радуга»- стратегическая неядерная крылатая ракета (а также ее ядерный вариант Х-102 ). Начало разработки в 1984 году, летные испытания в середине 90-х;

- Х-555 - глубокая модернизация Х-55. Уменьшена ЭПР и улучшена навигация. Дальность возросла почти до 50

Сайт создан в системе uCoz