929 ГЛИЦ МО

1971-1980

Летом 1970 начальником НИИ ВВС назначается генерал И.Д.Гайдаенко. Вскоре Институт был реорганизован - комплексные истребительное и бомбардировочное управления объединили в 1-е (уже не комплексное) управление испытаний боевых самолетов, переведя из них вооруженческие и радиотехнические отделы в соответствующие специализированные управления.
В 1-м управлении ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова испытательные работы сосредоточились в службе летных испытаний бомбардировочной авиации (4-я, 5-я и 6-я авиационные испытательные эскадрильи), службе летных испытаний истребительной авиации (1-я, 2-я и 3-я авиационные испытательные эскадрильи), а также инженерно-испытательных отделах.
2-е Управление в основном стало заниматься испытанием авиационного вооружения

В 1973 была создана школа летчиков-испытателей ГНИКИ ВВС, позднее - Центр подготовки летчиков-испытателей и летных испытаний. 267 Центра испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ) в городе Ахтубинске Астраханской области.

Семидесятые годы связаны с началом испытаний самолетов третьего поколения, среди которых комплекс перехвата изд.84 МиГ-25П. Испытательную бригаду возглавляли Е.И. Лозовой, Р.Г. Сидорин. Ведущие летчики-испытатели А.В. Кузнецов и Г.А. Горовой, который выполнил на этом самолете свыше семисот полетов. Практически одновременно проводились испытания разведывательно-ударного комплекса МиГ-25 РБ. Руководитель бригады - И.М. Осипов, летчики-испытатели А.С. Бежевец, Н.И.Стогов. Этот самолет мог осуществлять бомбометание по площадным целям из стратосферы. По скорости и высоте полета, а также по некоторым конструктивным решениям самолеты класса МиГ-25 не имели аналогов в мире.
Уникальные возможности самолета МиГ-25 позволили создать комплекс дальнего перехвата нового поколения, предназначенного для замены самолета Ту-128 и способного бороться не только с высотными, но и низковысотными целями. В соответствии с Постановлением от 24 мая 1968 г. предусматривалась разработка самолета Е-155МП - модернизированного варианта истребительной версии МиГ-25, будущего МиГ-31 (первый российский боевой самолет четвертого поколения). Перехватчик должен был оснащаться новой РЛС "Заслон" и новым поколением ракет воздух-воздух . Для отработки аппаратуры системы «Заслон» в 1973 году в НТК «Взлёт» были созданы 2 летающие лаборатории на базе Ту-104. Начиная с 1975 года с этих же летающих лабораторий производились и первые пуски опытных образцов ракеты (с рельсовым стартом). Отработка катапультного старта на реальных скоростях и высотах осуществлялась на летающей лаборатории МиГ-25П-10. Первые полеты истребителя с установленной ФАР Б1.01 состоялись в 1976 году. Первая самолётная мишень (М-17) была сбита 26 марта 1976 года (до этого пуски осуществлялись по парашютным мишеням ПРМ-2). 15 февраля 1978 г. впервые был выполнен полет с обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей.
Программа госиспытаний была полностью завершена осенью 1980 года. 6 мая 1981 года комплекс МиГ-31–33 с ракетой Р-33 и СУВ "Заслон" – с первой в России и в мире бортовой РЛС с пассивной ФАР был принят на вооружение авиации ПВО

Для комплексов перехвата на базе самолета МиГ-23 с 1971 года в Институте начались испытания первой специализированной ракеты ближнего боя К-60 ("изделие 62") Р-60. 18 декабря 1973 г под наименованием Р-60 была принята на вооружение МиГ-23.Также в этом году на вооружение МиГ-23 принята ракета «воздух – воздух» средней дальности Р-23 с двумя сменными ГСН - полуактивной радиолокационной и тепловой .


Летные испытания ракеты средней дальности Р-24 проходили в период 1974-1980 гг. в качестве штатного вооружения самолетов МиГ-23МЛ и МиГ-23П с 1981 г.

Также в 70-е годы испытание в Институте проходили модернизированные комплексы ПВО;
- с сентября 1970 г. Испытания Су-15ТМ проводила бригада летчиков-испытателей ГК НИИ ВВС: Э.М.Колков, В.В.Мигунов, В.И.Мостовой и С.А.Лаврентьев, ведущим инженером оставался Р.Н.Лазарев Этап «Б» ГСИ закончился в апреле 1973 г. В ходе ГСИ для отработки ракет выполнили 46 пусков К-98М, из них 36 - зачетных. В качестве мишеней использовали Ла-17М, МиГ-17М, Ил-28М иТу-16М, в т.ч. оснащенные системами постановки активных и пассивных помех, а также парашютные мишени РМ-8 и ПРМ-1 и высокоскоростную крылатую ракету-мишень КРМ. Официально самолет приняли на вооружение в составе комплекса Су-15-98М Постановлением Совета министров от 21 января 1975 г(самолета - Су-15ТМ, станции «Тайфун-М» - РП-26, а ракеты К-98М - Р-98М.)

- с 1977 г авиационно-ракетный комплекс успешно завершил испытания и под наименованием МиГ-25-40Д был принят на вооружение .Постановлением от 30 июня 1979 г. при этом РЛС получила обозначение РП-25, а ракета - Р-40Д. Вновь выпущенные самолеты именовались МиГ-25ПД, а доработанные в войсках строевые - МиГ-25ПДС


Большой объем работ был проведен в Институте по испытаниям комплексов истребительно-бомбардировочной авиации на базе самолетов: Су-17М (ГСИ в период 1972-73 г.г.,), Су-17М2 ( ГСИ завершены к ноябрю 1974 года) , Су-17М3 (ГСИ сентябрь 1976-го - декабрь 1978 года ,31.07.1981 Самолет Су-17М3 был принят на вооружение) , Су-17М4 ( ГСИ проводились с октября 1980-го по ноябрь 1982 года), Су-25 ( ГСИ с 1978- по декабрь 1980 года), Су-24 (ГСИ с января 1970-го по июль 1974-го.,Су-24М (ГСИ с декабря 1976-го по май 1981 года. Постановлением правительства от 22 июня 1983 года самолет был принят на вооружение), МиГ-23УБ (1972), МиГ-27 (1973), МиГ-25БМ
Уже к середине 60-х годов оснащение различных видов войск радиотехническими средствами (РЛС орудийной наводки и разведки, станции РЭБ, РЛС ПВО) достигло такого уровня, что пришлось заняться созданием специальных авиационных боеприпасов для борьбы с этими системами .В 70-е годы в Институте прошли испытание несколько таких систем тактических противорадиолокационных ракет:

Х-28 (изд.93). на вооружение ракету приняли в 1974 году для Су-17М/М2/М3, Ту-22М, Су-24, Як-28Н, МиГ-23Б



Государственные испытания ракета, получившая обозначение Х-27ПС (изд.72), проходила в 1975-76 годах на МиГ-27. После доработок ракета успешно прошла повторные испытания в июне 1977 года и в сентябре 1980 года была принята на вооружение МиГ-27 и Су-17М3 (М4)

Во второй половине 70-х годов на испытания поступила тактическая противорадиолокационной ракеты Х-58. Ракета Х-58 создана в МКБ "Радуга" под руководством главного конструктора - И.С.Селезнева. Основным носителем ракет стал специализированный самолет МиГ-25БМ, на который подвешивается до четырех ракет Х-58. Установка ракеты Х-58 на самолет типа МиГ-25 была задана постановлением ЦК КПСС и СМ СССРв 1972 году. Ее целями предполагались ЗРК "Найк Геркулес", "Хок", "Улучшенный Хок" и "Пэтриот". Параллельно оборудовались мишенные площадки на полигоне НИИ ВВС под Ахтубинском. Излучающими мишенями поначалу служили устаревшие отечественные РЛС кругового обзора - импульсные шестиканальные П-30 и П-35, затем был создан специальный комплекс "Блесна", имитирующий РЛС ЗРК "Хок" - наиболее массовый в НАТО. К началу 1980-х годов на полигоне смонтировали также радиолокационные мишени 50П537, 50П517 и 1Р135М1М (по литерам и режиму работы аналоги "Найков" и "Улучшенных Хоков").в 1980 году новая ракета была принята на вооружение.

Для вывода из строя укрепленных сооружений (аэродромных ВПП, укрытий, капониров, плотин и тоннелей) потребовалось создание тяжелых ракет:

Государственные испытания Х-23 ( изд.68) проводились с самолетов МиГ-23 и МиГ-23Б, завершившись осенью 1973 года. В следующем году Х-23, получившая название "Гром", была принята па вооружение. На самолетах фронтовой авиации она использовалась с применением встроенной командной системы "Дельта-Н" и "Дельта-НМ" (на МиГ-23, МиГ-27, МиГ-23УБ и Су-24), а также подвесной контейнерной "Дельта-НГ" (на Су-17, МиГ-23М, МЛ, и МиГ-27К/М).

В 1973-74 гг прошли испытания тактической ракеты Х-25 (изделие 69) с лазерной системой наведения. Ракеты Х-25 были предназначены для поражения незащищенных и слабо защищенных целей - объектов коммуникаций, самолетов на стоянках и в укрытиях, полевых командных пунктов и т.п. Система наведения в подвесном контейнере позволила растиражировать ракету на разные самолеты носители МиГ-23БК, МиГ-27М/Д, Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25

Х-29Л (изд.64Л) и Х-29Т Унификация систем наведения упростила использование ракеты и она была принята в 1980 году на вооружение всех типов машин ударной авиации - Су-17М2, М3 и М4, МиГ-27М, Д и К, Су-24, Су-25.

Испытания противорадиолокационной ракеты большой дальности Х-15 прошли с борта самолета Ту-22М2 в конце 70-х гг. (ведущий инженер Трепачкин В.А.). В 80-х она была запущена в производство под индексом Х-15 (изд. 115)

Управляемая тактическая ракета С-25Л. В 1979 году ракета С-25Л была принята на вооружение для Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-24МР, Су-25, Су-25Т


В 70-е годы прошли испытания ряд авиационно-ракетных комплексов большой дальности;

- К-26П (Ту-16К-26П,КСР-5П противорадиолокационная модификация ракеты, система управления и наведения «Плот».) Госиспытания начались в апреле 1972 г., а Постановлением Совмина №643-205 от 4 сентября 1973 г. система была принята на вооружение Авиации ВМФ.


- К-22М принят на вооружение в 1974 г (Ракеты Х-22МА с инерциальной системой наведения, скорость полета увеличена до 4000 км/ч; Х-22МП с пассивной РЛГСН)-самолет-носитель Ту-22КД,Ту-22М

- К-22Н принят на вооружение в 1976 г ( Ракеты Х-22Н — «активная» с новой головкой самонаведения (АРГСН типа ПМГ), «пассивная» Х-22НП - с противорадио - локационной РГСН и «автономная» Х-22НА - с инерциальной системой наведения, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров) самолет-носитель Ту-95К-22 ,Ту-22М2, Ту-22М3

В 70-е годы значительную остроту приобрели вопросы повышения выживаемости комплексов ударной авиации в условиях непрерывного совершенствования систем ПВО вероятного противника. Ключевым направлением было признано оснащение самолетов дальней стратегической авиации современными маловысотными стратегическими крылатыми ракетами с дальностью пуска порядка 2500–3000 км. Такая ракета была создана и получила название Х-55 (изделие 120). Под комплекс вооружения с этой ракетой был значительно модернизирован «ветеран» стратегической авиации Ту-95. Фактически на базе дальнего противолодочного самолета Ту-142М в 1979 г. был создан новый самолет, получивший название Ту-95МС
. Для их испытания в системе 9-го Управления были созданы войсковые части Суюндук, Индерборгский, Сагиз, Эмба.

Первый полет самолет Ту-95М-55 совершил 31 июля 1978 года. На этой летающей лаборатории до начала 1982 года было совершено 107 полетов общей продолжительностью 656 часов по отработке нового авиационно-ракетного комплекса со сбросом массо-габаритных макетов ракет и практическими пусками опытных образцов ракет Х55. На этапе испытаний и отработок было выполнено 10 пусков ракет Х-55, из которых семь были зачтены. Эти испытания дали богатые материалы для отработки и стратегического носителя Ту-95МС и ракеты Х-55. Ведущие инженеры А.С Абарон ,В.Г.Егоров, Н.И. Григорусь, Арменинов .31 декабря 1983 года самолет Ту-95МС с ракетным комплексом Х-55 принят на вооружение.

Большой объем испытаний авиационной техники выполнялся в Институте для ВМФ.
Так ,15 апреля 1977 года была завершена постройка первого прототипа Як-36М. 22 сентября 1970 года он впервые поднялся в воздух (лётчик-испытатель В.Г.Мухин). Заводские испытания на 4 прототипах продолжались до апреля 1972 года. После этого второй, третий и четвёртый прототипы были перегнаны в Ахтубинск, где начались Государственные совместные лётные испытания. 18 ноября 1972 года лётчик-испытатель М.С.Дексбах на втором прототипе впервые совершил посадку на палубу корабля (противолодочный крейсер «Москва».Государственный испытания продолжались до октября 1975 года. В 1973 году началась подготовка к серийному производству на Саратовском авиазаводе. В 1974 году были собраны первые 3 серийных самолёта. Первый из них был передан в испытательный центр в Ахтубинске, второй - в центр пилотов морской авиации в Саках, третий - в ЛИИ. Первая посадка двух самолетов Як-36М на ТАКР «Киев» состоялась 18 мая 1975 г. Серийный самолет №0201 пилотировал летчик-испытатель ЛИИ МАП О.Г.Кононенко, а опытный №04 - летчик-испытатель НИИ ВВС полковник В.П.Хомяков . Ведущими инженерами тогда были: от ОКБ - В.И.Латышев, от НИИ ВВС - подполковник Г.М.Маракулин. ГСИ Як-36М на ТАКР «Киев» завершились 24 октября 1975 г.11 августа 1977 года самолёт принят на вооружение ВМФ под обозначением Як-38.
Учебный самолёт вертикального взлёта Як-36МУ. Государственные испытания начались 23 марта на базе ЛИИ в Жуковском, с сентября 1973 г продолжены в Ахтубинске. летчик-испытатель НИИ ВВС полковник В.П.Хомяков , Ведущими инженерами от НИИ ВВС - подполковник Г.М.Маракулин На втором этапе испытаний самолёт базировался на ТАКР «Киев».Испытания завершились 12 сентября 1977 года. 11 августа 1977 года самолёт был принят на вооружение ВМФ. 15 октября он получил обозначение Як-38У (приказ МО №196).

В середине 70-х годов Институт был подключен к программе создания Экспериментального комплекса пилотируемого орбитального самолета «Спираль» включавшего в себя одноместный воздушно-космический самолет многоразового использования (изд.105) и самолет-разгонщик (изд.205), с борта которого должен был производиться запуск ЭПОС на орбиту. Самолет-аналог 105-11 поступил на полигон ГК НИИ ВВС в 1975 году . Испытывали аппарат летчики-испытатели И.Волк, В.Меницкий и шеф-пилот микояновской фирмы А.В.Федотов. Но основная нагрузка легла на плечи А.Г.Фастовца. С 1976 г. в СССР развернулось проектирование принципиально иного типа воздушно-космического самолета - «Бурана», и к 1979 г. все работы по теме «Спираль» и изд.105 были прекращены. В 1978 - для проведения атмосферных испытаний КК "Буран" приказом ГКНИИ сформирована группа лётчиков-испытателей: Бачурин, Бородай, Мосолов, Саттаров, Соковых, Чиркин

С февраля по ноябрь 1974 года в НИИ ВВС прошли Государственные испытания доработанного вертолёта Ми-24Д, завершившиеся с положительными результатами. В процессе испытаний был отработан широкий набор фигур и элементов боевого маневрирования: вираж, разворот, форсированный разворот, горка, боевой разворот, поворот и разворот на горке, пикирование и т.д. В ноябре 1975 года завершились испытания Ми-24В с полным комплексом вооружения. 29 марта 1976 года Ми-24В и Ми-24Д приняты на вооружение Советской Армии


В начало

Сайт создан в системе uCoz