929 ГЛИЦ МО РФ

1927-1932

К концу 1926 года НОА получил широкое призвание. С этих пор практически все объекты авиационной
техники принимались на вооружение ВВС только по получению положительного заключения НОА.
В соответствии с новыми требованиями и возросшими задачами назрел вопрос о дальнейшем совершенствовании
структуры и штатов НОА. Приказом Революционного Военного Совета СССР № 621 от 12 октября 1926
года НОА был преобразован в научно-испытательный институт ВВС РККА (НИИ ВВС РККА), что более
точно соответствовало характеру деятельности этой организации.
По положению на НИИ ВВС возлагалось проведение научно-испытательных работ по всем отраслям применяемым ВВС и усовершенствованию их материальной части:
• - испытание самолетов, двигателей, приборов и вооружения
• - разработка предложений по совершенствованию авиационной техники
• - разработка и проверка способов тактического применения авиатехники
• - инструктирование строевых частей ВВС по вопросу применения прошедших
испытание самолетов и вооружения
В состав института входило 6 отделов (технический, электрарадио, аэросъемочный, применение, аэронавигационный и винтомоторный),части технического снабжения, административно-хозяйственная часть и мастерские.
В сентябре 1927 года был утвержден новый штат НИИ ВВС, по которому численность личного состава увеличивалось до 277 человек , из них летно-штурманского до 24 человек, а инженерно-технического – до 101 человек. Численность штатных самолетов в НИИ ВВС осталось прежним-18 единиц. В этот же период по постановлению НТК УВВС от 16 августа 1927 года в состав НИИ ВВС влился новый самостоятельный отдел – воздухоплавательный (этот отдел был создан в декабре 1925 года при Военной воздухоплавательной школе в Ленинграде, после закрытия школы передан в Военно-Воздушную Академию им Н.Е. Жуковского, а оттуда в НИИ ВВС.
Отдел применения, возглавляемый в то время К.И. Труновым ,проводил летные испытания и исследование всех образцов авиационной техники и вооружения в НИИ. Кроме того отдел разрабатывал и проверял на практике тактику боевого применения образцов авиационной техники, успешно прошедших летные испытания и принятых на вооружение ВВС. Отдел стал проводить новый вид испытаний- войсковые, совместно со строевыми частями ВВС особенно в отношении изучения методов ведения воздушного боя на существующих самолетах. В успешное решение задач, решаемых отделом применения, большой вклад внесли летчики: М.М.Громов, И.Ф.Козлов, А.Р.Шарапов, А.Ф.Анисимов, С.А.Шестаков,
Н.А.Шауров, М.А. Волковойнов, А.В.Чекарев, Д.Луганский, С.Корзинщиков, К.К.Попов и др.
За период 1926-29 гг в НИИ ВВС было испытано 960 объектов авиационной техники и вооружений, в том числе 195 самоле
тов , 421 объект спецоборудования и 61 объект вооружений, кроме того было проведено 88 научно-исследовательских работ,
издано 65 печатных работ, переучено на новую технику 60 летчиков строевых частей В сентябре 1927 года в НИИ ВВС поступил
на испытание истребитель цельнометаллический конструкции И-4 .Его испытание проводили М.М.Громов , А.Ф.Анисимов, А.Б.Юмашев , И.Ф.Козлов Уже в декабре 1927 года, было принято решение о запуске И-4 в серийное производство.
В январе 1928 года был изготовлен и принят на испытание новый опытный экземпляр самолета У-2.Испытание проводил М.М.Громов .В 1929 году на самолете ТБ-1 («Страна Советов») летчик .С.А.Шестаков со вторым пилотом .Е.Болотовым, штурманом В.В.Стерлиговым и бортмехаником Д.В.Фуфаевым выполнили перелет по маршруту Москва-Омск-Хабаровск- Петропавловск- на –Камчатке -остров Атту -Сиэтл- Сан-Франциско-Нью-Йорк протяженностью 21242 км за
137 часов летного времени. Другой выдающийся перелет в 1929 году совершил М.М.Громов с восемью пассажирами на самолете АНТ-9 «Крылья Советов»( самолет АНТ-9 был построен в ЦАГИ и поступил в НИИ ВВС в мае 1929 года).Во время испытаний, которые проводили летчики М.М.Громов, И.Михеев, штурман И.Т. Спирин на АНТ-9 в период с 6 по 12 июня был совершен перелет Москва- Одесса- Севастополь- Одесса- Киев- Москва. Испытания, проходившие безукоризненно, были закончены в
июне 1929 года,а 10 июля экипаж, проводивший испытания, совершил перелет по маршруту Москва-Травемюнде-Берлин-Париж-Рим-Марсель-Лондон-Париж-Берлин-Варшава-Москва (9037 км за 53 часа полетного времени с 8-ю пассажирами)
В НИИ в период с 1926-1929 годы начала издаваться газета «Крылья»
Увеличение объема работ и дальнейшее совершенствование и развитие испытательной базы Института К концу 1929 года ,в условиях базирования на Центральном аэродроме стало практически не возможным, Так как вся прилегающая к аэродрому территория была застроена, рядом располагался гражданский аэродром И испытания новой техники проходили на глазах у многих посторонних наблюдателей. В связи с этим в 1929 году было подобрано новое место базирования НИИ ВВС- район платформы Чкаловская, Ярославской ж.д. примерно в 40 км к востоку от Москвы. Началась расчистка леса и проектирование служебных и жилых помещений. Институт готовился к перебазированию на новое место.
В связи с развитием ВВС и расширением круга задач, решаемых Институтом ,на повестку дня встал вопрос о его реорганизации с целью превращения в единый технический центр и основной контрольный орган ВВС.
Приказом РВС СССР № 166/34 от 26 июня 1929 года было введено новое положение об Институте, согласно которому он становился « техническим контрольным средством ВВС и имел своим назначением производство научно-испытательных работ по всем отраслям применения Военно- Воздушных Сил и по усовершенствованию их материальной части и вооружения».
Подчинение Института осталось прежним. В эти годы Институтом руководили В.С.Горшков, Зильберт, Бузанов.
Для обеспечения оперативности в руководстве работой всех подразделений у Начальника Института было три помощника :А.К.Азуан, В.С. Конарт, А.В. Панов. После этих преобразований Институт значительно расширился и состоял уже из 11 отделов:
• Первый отдел- применения. Начальником был назначен К.И.Трунов. Как и раньше отдел применения
проводил летные испытания авиационной техники и разрабатывал тактику ее применения в боевых
условиях.
• Второй отдел – воздушных испытаний. Нач.отд М.А . Волковойнов. Отдел занимался испытанием самолетов и решал большой объем задач, связанных с опытным строительством и эксплуатацией этих объемов.
• Третий отдел-вооружение
• Четвертый отдел- аэронавигационный нач.отд. Б.В. Стерлигов. Отдел производил испытание аэронавига
ционного оборудования самолетов, изучал вопросы аэронавигации.
• Пятый отдел- технический. Нач. отдела Б.Т. Горошенко. Здесь проводились практически все работы и
исследования. Личный состав отдела занимался вопросами эксплуатации самолетов , рассматривал
проекты изменений и доработок авиационной техники и парашютов , давал по ним заключения, проводил
химический анализ материалов , топлив ,масел по заданию других отделов Института. Создавались
различные пособия и руководства.
• Шестой отдел – винтомоторный нач.отдела Яновский. Испытание авиадвигателей типа М-11,М-17,М-22,
Исследовал и подбирал топливные смеси для новых двигателей , а с 1930 года возглавил все работы по
авиационным горюче-смазочным материалам.
• Седьмой отдел – радио. Начальник А.И. Коваленков. Отдел в составе 24 человек занимался испытанием
самолетной и наземной радиоаппаратуры.
• Восьмой отдел – электротехнический. Начальник. Н.И. Петров.Отдел в составе 20 человек проводил испытание электрооборудования самолетов и светотехнического оборудования аэродромов.
• Девятый отдел- аэросъемочный (фототехнический).Начальник Клепиков.Отдел проводил испытание
Фотооборудования самолетов и исследования разлтчных образцов фотоматериалов.
• Десятый отдел – воздухоплавательный .Отдел возглавляемый Д.В.Лагутиным, занимался испытанием
Аэростатов,дирижаблей,лебедок,гондол,гондольных парашютов,снаряжения аэростатов,воздухоплава
тельных материалов.
• Одиннадцатый отдел- административно-технический и санитарной части. Занимался вопросами снабжения ремонта и обслуживания всех работ проводимых в Институте.
Приказом начальника НИИ ВВС №145 от 27 мая 1931 года структура Института была приведена в соответс
твие с возложенными на него задачами. В институте было образовано 19 отделов, сектор рационализации и
изобретательства, авиапарк в составе 130 человек, Центральный авиационный полигон в составе 32 человек и
авиагруппа в составе 221 человека. В последствии авиагруппа была переименована в авиабригаду, которой в
тот период командовали А.А.Туржанский, затем Скробук и А.И.Залевский. Комиссаром авиабригады был
назначен Киль, начальником штаба Н.И.Шауров (затем Петров). В бригаде работали летчики А.Б.Юмашев,
М.М.Громов, С.М.Иванов, А.Ф.Анисимов, П.М .Стефановский, В.А.Степанченок, И.Ф.Петров, И.Ф.Козлов,
Ж.В.Паунтас, В.О Писаренко,В.Г.Рахов,А.Г.Растригин,В.И.Фортинский,В.М.Жарновский,М.Каверин,Благонадежин
Нольдс,борттехник Ткачев и другие.
Ощущая острую нехватку личного состава командование авиабригады с разрешения Начальника ВВС
Я.И. Алксниса в 1931 году совершило инспекторскую поездку по строевым частям ВВС и отобрало летчиков
для НИИ ВВС.Среди них был Г.Ф.Байдуков. Несколько раньше по ходатайству ряда работников в НИИ ВВС из
ОСАВИАХИМА был переведен В.П. Чкалов.
Всего за 1929-1932 годы в НИИ ВВС проведены испытания 193 самолетов,в том числе:
ТБ-1а,ТБ-2,ТБ-3,ТБ-5,МРБ-2,МРБ-4,МР-1,МР-5,МУ-3,РОМ-2,Р-5а,Р-6,Р-7,И-3,И-5,И-7,И-8,А-1,К-5,ХАИ-1,
Сталь-2,П-2,Сталь-3,ТШ-1,МДР-2(АНТ-8) и другие;
61 мотор М-11,М-12,М-13,М-15,М-17,М-19,М-22,М-23,М-26,М-34,М-51,АССО-750,Л-5,Сименс-12, Сименс-20, Сименс-2 1,БМВ-9,Хорнет БМВ,Кертис,Кертис-Конкверор,Райт-Уайруинд,Ю-VI,Ю-VII,Гном-Рон;
623 объекта спецоборудования;
177 объектов вооружения;
244- научно-исследовательские работы;
издано 260 печатных трудов;
обучено и переучено на новую технику 435 летчиков из строевых часей ВВС.
Летные испытания в НИИ ВВС в этот период кроме гидросамолета АНТ-8 проходили и другие самолеты
Морской авиации. В виду отсутствия специальной базы эти испытания проводили на необорудованных водоемах
(озерах и водохранилищах) в близи Москвы или строевых частях морской авиации.Все это затрудняло организацию и проведение испытаний самолетов морской авиации и поэтому приказом по УВВС № 001 от
4 марта 1932 года в Институте была сформирована морская испытательная станция (МИС) с базированием в
Севастополе.
В тридцатых годах перед авиаконструкторами возникла сложнейшая проблема -как увеличить дальность полета
самолета- истребителя. Работавший в НИИ ВВС талантливый инженер В.С. Вахмистров предложил создать
«самолет-звено» (составной самолет). На плоскостях тяжелого бомбардировщика ТБ-1 В.С. Вахмистров предложил
разместить два истребителя И-4 ( взлетая в «жесткой сцепке» ТБ-1 доставляет истребители на расстояние превышающее радиус их действия, где они отцепляются и действуют самостоятельно). Первый полет «самолета-
звена» (назывался «Звено-1»)-состоялся 3 декабря 1931 года(с подмосковного аэродрома) экипаж: командир
А.И. Залевский, второй пилот Вахмистров. Самолеты истребители пилотировали Валерий Чкалов и Александр
Анисимов.
В сентябре 1930 года штурман НИИ ВВС И.Т.Спирин принял участие в перелете на самолете Р-5 по маршруту Москва-Анкара-Тегеран.
В1929 году штурманский и радиоотдел организовали работы по слепым посадкам самолетов .Радиоаппа-
ратура для обеспечения посадки была создана инженером НИИ ВВС Н.А.Корбанским. Первые посадки под
колпаком без видимости земли выполнил в 1930 году на У-2 летчик В.М.Жарковский. В 1932 году такие-же
посадки были выполнены на самолете Р-5,Р-6.
В сентябре-октябре 1932 года состоялся перелет ,возглавляемый Т.П. Сузи на трех самолетах Р-6, одном
Р-5 и одном И-4 Москва-Харьков-Москва на высоте 5300 метров ( отработка высотных полетов).
Подразделения НИИ ВВС в 1929-1932 годах размещались на Центральном аэродроме и а районе
Петровского края. Строительство нового аэродрома у платформы Чкаловская к концу 1932 года заканчивалось.
Строительством руководил П.А. Алексеев. В ноябре авиабригада НИИ ВВС и авиапарк в полном составе
Перебазировались на Щелковский (Чкаловский) аэродром. ,Первую посадку на этом аэродроме произвел летчик
В.П. Чкалов 11 ноября 1932 года на самолете ТБ-3.В состав экипажа этого самолета входили штурман И.С.
Стадник и борттехники В. С. Сомик и С.А. Обыденников. Так началось перебазирование НИИ ВВС -на новое
место.


(Рис-1) Москва.Центральный аэродром

В начало

Сайт создан в системе uCoz